Разделы


Материалы » Лирика Пушкина как отражение многогранности личности поэта » Введение

Введение

Александр Сергеевич Пушкин. Это имя вписано золотыми буквами, не тускнеющими от времени, в русскую и мировую культуру. Всё самое светлое, разумное, прекрасное и доброе, чем дорожит народ и что составляет смысл и душу его духовных и нравственно-эстетических исканий, он находит в Пушкине. Когда одолевает мрак и, кажется, нет сил ему противиться, звонкое имя «Пушкин» вновь возвращает духовное и физическое здоровье, вселяет бодрость, укрепляет мужество и пробуждает чувство красоты. Словом, оно одаряет ощущением полноты жизни. Это гуманное свойство пушкинской музы и солнечной личности поэта признаётся всеми. Доверие к жизни, к лучшим человеческим качествам, провозглашение свободы как творческого принципа устройства бытия, вера в движение, в изменение и в преобразование – вот что было вычитано поколениями русских людей в произведениях Пушкина. Эти истины, выстраданные в испытаниях, в мучениях и досадных поражениях, свидетельствовали о непобедимости любви, добра и красоты, о неиссякаемости жизни. Вследствие этого жизненная и творческая судьба Пушкина стала восприниматься символически – как судьба народа в духе сказки, легенды и религиозного предания. Трагическая участь Пушкина – человека и поэта – предстала в мученическом терновом венце и в неумирающем, вечно живом облике, в постоянном творческом обновлении. Пушкин словно бы искупил безвременной гибелью свои и чужие страдания. Трагический ореол не покидает его чела. Но смысл гибели Пушкина в народном сознании этим не исчерпан. Поверх образа трагического Пушкина встаёт образ Пушкина солнечного, ликующего и, подобно Христу, попирающего смертью смерть. Плоть истлела, но тлен не коснулся «души в заветной лире», как не тронул он и личности поэта. Парадоксальным образом умерший Пушкин становился всё более живым и нужным каждому новому, следующему поколению. В нём сосредоточились мечты, надежды русского народа о своём будущем и подлинном человеке. Душа и дух всё-таки торжествуют над трагедией через очищение и ее преодоление. Смотрите чем можно промыть глаза кошке тут.

Цель моей работы – показать отражение многогранности личности А.С.Пушкина через множество тем и разнообразия жанров его лирики, стремление поэта «охватить жизнь в ее бесчисленных проявлениях», а самое главное – отражение эпохи, в которой жил и творил Александр Сергеевич.

Пушкин велик не только как художник слова, масштабна и уникальна его личность.

В эпистолярном наследии поэта – богатейший материал, ярко характеризующий его как человека необыкновенного. При чтении писем из небытия перед нами возникают интереснейшие диалоги, которые он вел с родными, друзьями, коллегами. В суждениях, оценках общественных и литературных явлений проявились великий ум и высочайшая образованность Пушкина. Привлекают в его посланиях их стилистика, лаконизм и точность слова, красивость и афористичность выражений. В этом – проявление не только таланта, но и великого трудолюбия поэта. Каждое письмо переписывалось по пять-шесть раз, а отдельные абзацы имеют до пятнадцати редакций – результат высокой требовательности к письменному слову, желание сделать его ясным и убедительным для адресата.

Пушкин стал национальным символом народной судьбы и вследствие гармонической уравновешенности ума и чувства, сознательности и интуиции, нравственности и красоты. Он счастливо избежал всякого рода односторонностей и крайностей, его отношение к миру – универсальное, открытое и всеобъемлющее. Всеединство мира, целостность универсума предстают перед Пушкиным как гармония прекрасного, а целью творчества становится достижение совершенства художественного образа. И потому не подлежит сомнению, что слово Пушкина не померкнет в веках, а будет насущно необходимо идущим за нами поколениями.

Каждая эпоха вносит в постижение творчества и личности Пушкина свою лепту, пытаясь по-новому прочитать Пушкина и обобщить уже проведенные исследования, учесть достоинства и недостатки, отметить проблемы и неточности, чтобы двинуться дальше.

В поэзии гения даже самый строгий читатель найдет для себя что-либо близкое, потому что она многогранна. Многогранность поэзии Пушкина отражена в лирике эпохи, в которой жил и творил Александр Сергеевич. Пушкин был не только великим поэтом, волшебником русского слова. Это был человек высокий и благородный, отзывающийся на все живое. Он всегда стремился «охватить жизнь в ее бесчисленных проявлениях», тем самым еще раз доказывая всю разносторонность своего гения. А жанровое многообразие поэта до сих пор подтверждает людям высшее назначение Пушкина.

Гоголь утверждал, что лирика Пушкина – «явление чрезвычайное». Определяя многогранность творчества поэта, он с восхищением писал: «Что же было предметом его поэзии? Всё стало её предметом, и ничто в особенности. Немеет мысль перед бесчисленностью его предметов…»[1]


Полезные статьи:

Детективный жанр в историческом аспекте. Определение детектива как жанра.
В критической литературе присутствует множество терминов для обозначения детективного жанра. Разные исследователи используют как синонимы такие определения, как приключенческая литература, шпионский, полицейский роман, триллер, произведен ...

Лирика Петрарки
Преклонение Петрарки перед античным миром имело характер настоящей страсти. Он стремился целиком перенестись в обожаемый им античный мир, усвоил не только язык, слог, но и образ мыслей римских авторов, писал письма Ливию, Вергилию, Сенеке ...

Формы речи
Что касается формы речи, то она не должна быть ни метрической, ни лишенной ритма. В первом случае речь не имеет убедительности, так как кажется искусственной и вместе с тем отвлекает внимание слушателей, заставляя их следить за возвращени ...