Тютчевская ночь.
С дисгармонией у Тютчева ассоциируется картина ночи – «на мир дневной спустилася завеса». Тема ночи – одна из центральных и сквозных тем всего поэтического творчества Ф.И.Тютчева. Ночь – воплощение дисгармоничного начала, дисбаланса вселенских сил. Но сближена с античными Божествами. Она – Богиня. В основе тютчевского представления о ночи лежат древние мифы и легенды. Образ его ночи дышит самой древностью, предысторией, проистекает из нее, тютчевская ночь неразделима с хаосом – прародителем всего сущего. Древний хаос «родимый» - начало начал, зарожденье, исток. И вселенной и общества. В книге Шахновича М.И. о предыстории философии подробно повествуется о происхождении и развитии образа хаоса у древних народов. У древних греков «хаос» восходил к понятиям «зев», «зияние». У Гесиода «хаос – темная пропасть, зияющая бездна». Греки понимали хаос как бездну, в которой обитает ночь.
У Аристотеля хаос – первичное начало, пространство, у Демокрита – безграничная пустота. Платон понимал Бога как приводящего в порядок хаос.
Хаос не только у греков отождествлялся с ночью. В Древнем Египте говорили – «хаос воды». Отождествление хаоса и мрака породило веру, что все произошло из ночи. «Хаос у Тютчева, как и у греков в их мифах, предстает, как беспорядочная основа существующего мира. Образ хаоса у поэта – образ изначальной стихии бытия, которая обнажается ночью…
Это не просто любимое слово – «хаос», это у Тютчева – сгусток его образной энергии, постоянная мысль и неотвязное ощущение. Ночью в неразгаданном еще мире человек узнает своё начало. Ночь возвращает человека к бездне прошлого, изначального, к родовому наследию…»[14]. Ночь, по Тютчеву, - дитя и прародитель, с нее все началось, так ею же и должно закончиться:
И чудится давно минувшим сном
Ему теперь все светлое, живое…
И в чуждом, неразгаданном, ночном
Он узнает наследье роковое…
Все вместе – малые, большие,
Утратив прежний образ свой,
Все – безразличны, как стихия, -
Сольются с бездной роковой!
Царице тьмы – ночи противопоставлен белый день. Весьма интересно и своеобразно раскрыты у Тютчева их взаимоотношения:
На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый…
День – сей блистательный покров…
Но меркнет день – настала ночь;
Пришла – и, с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
После того, как ночь сбрасывает свою маску, свою дневную завесу, - «бездна нам обнажена», мрак ночи манит человека, древний хаос, хаос ночи – родимый. И человека тянет в бездну, впасть в бесконечность сумрака…
Но слияние же человека с хаосом ночи связано с утратой его материального существования и его сознания, оно не прекрасно, а, напротив, отталкивающе страшно и трагично:
И нет преград меж ей и нами –
Вот отчего нам ночь страшна!
День раскрывается у Тютчева как покров, наброшенный над бездной, «блистательный покров», ночь – исчезновение «блистательного покрова». День, по Тютчеву, - созидатель, знаменует оживление всего земного, «души болящей исцеленье»; ночь – обнажение бездны со своими страхами и мглами», это разрушающая сила хаоса. День – «отрадный», «любезный», ночь – «сумрак зыбкий», «зверь стоокий». Но в то же время: полдень - «мглистый», неестественный, а ночь – «святая» «на небосклон взошла», среди ночи слышится «чудный еженочный гул». Она же и родоначальница, праматерь всего сущего, она – «начало» и «конец», день всего лишь слабое ее отражение, покрывало, завеса, скрывающая истинную владычицу света, бледная тень её.
Ночь у Тютчева – живая, как и любое другое явление природы. Интересно отметить, что главенствующую роль в характеристике ночи вообще играют глаголы: собственно она только через них и характеризуется. Особенно ярко это выражено в стихотворении «День и ночь»: «Настала ночь», «пришла», «сорвав ткань покрова», его «отбрасывает прочь»… Налицо факт, что ночь Тютчева сверхактивна, даже агрессивна; она «глядит из каждого куста», как затаившийся зверь. Ночь оказывается гораздо более активной и действенной силой по сравнению с «днём», легко подавляя созидательную его работу и связанных с ним «земнородных», ведь сила, активность ночи – мертвая, мертвящая. Вечерний час мертв:
Ты ли, утра гость прекрасный,
В этот поздний мертвый час?
Чары ночи гибельные, губительные чары:
Но восток лишь заалеет –
Чарам гибельным конец…
Ночной хаос «шевелится», «роится», «дышит», но то движение не жизни, а смерти. По представлениям поэта, «шевелится» еще не значит, что живет. Ночь Тютчева двулика.
Тема ночи в поэзии Ф.И.Тютчева выражается своеобразно. Восприятие ночи, вселенского хаоса у Тютчева двойственно. У Тютчева редко дается какое-либо одно односторонне показанное, а не раскрытое в борении чувство. «В его лирике чувство дано вместе его антиподом. Голоса звучат врозь, расходясь, сходясь, перекликаясь, отрицая друг друга . Страсти, выраженные в его поэзии, даны в своей живой противоречивости»[15]. Как например, в стихотворении «Предопределение»: любовь – «союз души с душой родной», любовь – «съединенье, сочетанье» двух душ, но в то же время и «роковое их слиянье», «поединок роковой»… Любовь – «борьба неравная двух сердец», в результате которой одно из сердец «изноет наконец»… Откуда эта раздвоенность? С чем связано столь противоречивое мироощущение?
Полезные статьи:
Вывод
Лопе де Вега творил до конца своей жизни. За несколько дней до смерти он написал великолепную поэму «Золотой век». Он прославил свой народ, его национальную историю, описывая легким, изящным стихом события и нравы современности или строги ...
Творчество 1830-х гг. Последние годы жизни
18 февраля 1831 г. Пушкин обвенчался с Натальей Гончаровой. Невесте было 18 лет, жениху 31. В мае Пушкин повёз молодую жену в Царское Село, где снял дачу на лето. Здесь, в Царском Селе, поэт написал «Письмо Онегина».
В июле Пушкину было ...
Жизненный путь писателя
Родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде. В 11 лет стал сиротой и до 1888 года жил у родственников в Казани. Перепробовал много профессий: был посудником на пароходе, работал в иконописной мастерской, десятником. В 1888 уехал из Каза ...