Разделы


Материалы » Тема ночи в поэзии Ф.И. Тютчева » Тютчевская ночь.

Тютчевская ночь.

С дисгармонией у Тютчева ассоциируется картина ночи – «на мир дневной спустилася завеса». Тема ночи – одна из центральных и сквозных тем всего поэтического творчества Ф.И.Тютчева. Ночь – воплощение дисгармоничного начала, дисбаланса вселенских сил. Но сближена с античными Божествами. Она – Богиня. В основе тютчевского представления о ночи лежат древние мифы и легенды. Образ его ночи дышит самой древностью, предысторией, проистекает из нее, тютчевская ночь неразделима с хаосом – прародителем всего сущего. Древний хаос «родимый» - начало начал, зарожденье, исток. И вселенной и общества. В книге Шахновича М.И. о предыстории философии подробно повествуется о происхождении и развитии образа хаоса у древних народов. У древних греков «хаос» восходил к понятиям «зев», «зияние». У Гесиода «хаос – темная пропасть, зияющая бездна». Греки понимали хаос как бездну, в которой обитает ночь.

У Аристотеля хаос – первичное начало, пространство, у Демокрита – безграничная пустота. Платон понимал Бога как приводящего в порядок хаос.

Хаос не только у греков отождествлялся с ночью. В Древнем Египте говорили – «хаос воды». Отождествление хаоса и мрака породило веру, что все произошло из ночи. «Хаос у Тютчева, как и у греков в их мифах, предстает, как беспорядочная основа существующего мира. Образ хаоса у поэта – образ изначальной стихии бытия, которая обнажается ночью…

Это не просто любимое слово – «хаос», это у Тютчева – сгусток его образной энергии, постоянная мысль и неотвязное ощущение. Ночью в неразгаданном еще мире человек узнает своё начало. Ночь возвращает человека к бездне прошлого, изначального, к родовому наследию…»[14]. Ночь, по Тютчеву, - дитя и прародитель, с нее все началось, так ею же и должно закончиться:

И чудится давно минувшим сном

Ему теперь все светлое, живое…

И в чуждом, неразгаданном, ночном

Он узнает наследье роковое…

Все вместе – малые, большие,

Утратив прежний образ свой,

Все – безразличны, как стихия, -

Сольются с бездной роковой!

Царице тьмы – ночи противопоставлен белый день. Весьма интересно и своеобразно раскрыты у Тютчева их взаимоотношения:

На мир таинственный духов,

Над этой бездной безымянной,

Покров наброшен златотканый…

День – сей блистательный покров…

Но меркнет день – настала ночь;

Пришла – и, с мира рокового

Ткань благодатную покрова

Сорвав, отбрасывает прочь…

После того, как ночь сбрасывает свою маску, свою дневную завесу, - «бездна нам обнажена», мрак ночи манит человека, древний хаос, хаос ночи – родимый. И человека тянет в бездну, впасть в бесконечность сумрака…

Но слияние же человека с хаосом ночи связано с утратой его материального существования и его сознания, оно не прекрасно, а, напротив, отталкивающе страшно и трагично:

И нет преград меж ей и нами –

Вот отчего нам ночь страшна!

День раскрывается у Тютчева как покров, наброшенный над бездной, «блистательный покров», ночь – исчезновение «блистательного покрова». День, по Тютчеву, - созидатель, знаменует оживление всего земного, «души болящей исцеленье»; ночь – обнажение бездны со своими страхами и мглами», это разрушающая сила хаоса. День – «отрадный», «любезный», ночь – «сумрак зыбкий», «зверь стоокий». Но в то же время: полдень - «мглистый», неестественный, а ночь – «святая» «на небосклон взошла», среди ночи слышится «чудный еженочный гул». Она же и родоначальница, праматерь всего сущего, она – «начало» и «конец», день всего лишь слабое ее отражение, покрывало, завеса, скрывающая истинную владычицу света, бледная тень её.

Ночь у Тютчева – живая, как и любое другое явление природы. Интересно отметить, что главенствующую роль в характеристике ночи вообще играют глаголы: собственно она только через них и характеризуется. Особенно ярко это выражено в стихотворении «День и ночь»: «Настала ночь», «пришла», «сорвав ткань покрова», его «отбрасывает прочь»… Налицо факт, что ночь Тютчева сверхактивна, даже агрессивна; она «глядит из каждого куста», как затаившийся зверь. Ночь оказывается гораздо более активной и действенной силой по сравнению с «днём», легко подавляя созидательную его работу и связанных с ним «земнородных», ведь сила, активность ночи – мертвая, мертвящая. Вечерний час мертв:

Ты ли, утра гость прекрасный,

В этот поздний мертвый час?

Чары ночи гибельные, губительные чары:

Но восток лишь заалеет –

Чарам гибельным конец…

Ночной хаос «шевелится», «роится», «дышит», но то движение не жизни, а смерти. По представлениям поэта, «шевелится» еще не значит, что живет. Ночь Тютчева двулика.

Тема ночи в поэзии Ф.И.Тютчева выражается своеобразно. Восприятие ночи, вселенского хаоса у Тютчева двойственно. У Тютчева редко дается какое-либо одно односторонне показанное, а не раскрытое в борении чувство. «В его лирике чувство дано вместе его антиподом. Голоса звучат врозь, расходясь, сходясь, перекликаясь, отрицая друг друга . Страсти, выраженные в его поэзии, даны в своей живой противоречивости»[15]. Как например, в стихотворении «Предопределение»: любовь – «союз души с душой родной», любовь – «съединенье, сочетанье» двух душ, но в то же время и «роковое их слиянье», «поединок роковой»… Любовь – «борьба неравная двух сердец», в результате которой одно из сердец «изноет наконец»… Откуда эта раздвоенность? С чем связано столь противоречивое мироощущение?


Полезные статьи:

Вступление
В Англии трудно установить различимые границы между тремя стилевыми направлениями, бытовавшими в XVII столетии в странах Западной Европы. В творчестве отдельных писателей иногда причудливо сочетались черты классицизма и барокко, классици ...

Последнее свидание
Княжна Варвара Николаевна Репнина-Волконская вспоминает, что последний раз видела Гоголя в четверг на масленой, то есть 7 февраля (1852 года). "Он был ясен, но сдержан, - рассказывает она, - и всеми своими мыслями обращен к смерти; г ...

Последние советы старости
Аналогии иногда приводят к неверным выводам, и поэтому опасно сравнивать время Навои с эпохой Возрождения на Западе. Но если считать главным и наиболее характерным для Ренессанса стремление к освобождению человеческой личности от крепких ...