Новый этап реализма (50-е, 60-е годы) и проблема литературного героя.
Эти годы обогатили западно-европейский реалистический роман принципиально новым психологизмом.
Реализм в эти годы приходит к своему апогею - к законченности.
Необходимо было утвердить собственно человека и развенчать романтического героя.
50-е, 60-е годы - развитие философии позитивизма (эта философия требовала от писателей опираться на знание современной науки). Таким образом концепция необыкновенной личности (романтическая) была развенчана.
«Воспитание чувств» Флобера - развенчание всей романтической концепции. Французский перевод: «Education Sentimentale» - чувственное воспитание.
!! И Бальзак, и Диккенс, и Стендаль при описании нравов уделяли большое внимание описанию фона. Широкая картина нравов. Диккенс прежде всего вырисовывал героя, а Стендаль и Бальзак описывали страсти (неистовые страсти).
Творчество Флобера - перелом. Его психологизм дал корни всей последующей литературе. Флобер делает художественную проблему неоднозначности обычного характера. Мы не можем дать ответ на вопрос, кто такая Эмма Бовари - порядочная женщина-бунтарка или обычная прелюбодейка. Впервые в литературе появился негероический герой (Бовари).
Эстетика зрелого Теккерея - основа зрелого реализма, описания негероического характера. И возвышенное, и низменное английские просветители ищут в жизни обычных людей. Объект сатиры Теккерея - так называемый уголовный роман (плутовской). Методика героизации характеров. В мире нет чистых злодеев, как нет и чисто положительных героев. Теккерей описывает глубокое человеческое достоинство повседневности, быта.
!! Нет кульминаций ( они присущи роману). Теперь есть цвето-тени. «Суета сует».
Доминанта психологизма Теккерея: в реальной жизни мы имеем дело с простыми людьми, а они сложнее чем просто ангелы или просто злодеи. Теккерей выступает против сведения человека к его социальной роли (по этому критерию нельзя судить человека). Теккерей выступает против идеального героя! (подзаголовок: «роман без героя»). Он создает идеального героя и заключает его в реальные рамки (Доббин). Но, изображая реального героя, Теккерей не изобразил народа, а лишь средний класс (сити и провинция), потому что сам происходил из этих слоев.
ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК В РЕАЛИЗМЕ.
Романтизм всегда преувеличивал человека, а реализм не принимал, отрицал эти преувеличения. В реализме отрицается апофеоз героя. Он стремится к образу адаптированного человека. Утрата глубинных страстей - не утрата цельности образа, это подтверждение цельносит человеческой личности.
Психологический роман - это сочетании неожиданностии закономерности.
В 50-е, 60-е годы - ИНДУКТИВНЫЙ психологизм реалистического романа (Флобер, Теккерей).
Основные черты:
n непредвиденное поведение главного героя
n установка на саморазвитие характера, множественность мотиваций.
n отказ от дидактики, от навязывания читателю своего мнению. Не от морали!
n Замещение описания укльминаций описанием действий, фактов.
n Буря страстей - в простых разговорах
n описание пейзажа - замена внутреннего монолога героя.
n меняется речевая характеристика персонажа - далеко не всегда говоритя то, что думается. Вводится ПОДТЕКСТ (непрямое выражение мысли).
n Самые трагические сцены выражаются самыми простыми фразами.
n Интерес к внутреннему миру - апогей. Личность развивается сама.
Полезные статьи:
Вместо предисловия
После смерти Бертольта Брехта прошло немало лет…
Предсказания недоброжелателей не оправдались: драматургия и поэзия Брехта не только не ушли в прошлое, но с каждым годом приобретают все большее число друзей. Идеи Брехта по-прежнему совре ...
Этнические особенности восточнославянского эпоса. Облик древних русов в изложении былин
Вполне справедливо можно сказать, что русский народный эпос служит для народа неписаною, традиционною летописью, переданною из поколения в поколение в течение столетий. Это не только поэтическое воссоздание жизни, но и выражение историчес ...
А.П. Чехов и христианство. Праведники Чехова
Литературные произведения Чехова в основном посвящены этой проблеме поиска новой системы ориентирования при сознательном, как бы заранее оговоренном отказе от веры в Бога, от Церкви. Как известно, подобный отказ характеризовал жизнь не то ...