Разделы


Материалы » Творчество британской писательницы Хелен Филдинг » Система персонажей. Протагонист

Система персонажей. Протагонист

Главная героиня романа – тридцатилетняя жительница Лондона Бриджит Джонс. Бриджит не замужем и испытывает определенные комплексы в связи с этим обстоятельством. Ее неудачи в личной жизни – следствие ее неуверенности в себе и зацикленности на малозначимых мелочах. Существует мнение, что психологический возраст Бриджит и ее паспортные данные не соответствуют друг другу. Свидетельства инфантильности Бриджит столь разнообразны, что даже простое перечисление их может утомить: она невежественна и зациклена на своей внешности, ее попытки устроить личную жизнь — это метания девочки-подростка, которой нужен мальчик (не личность, а функция), чтобы выглядеть не хуже подружек , она неряшлива и бесхозяйственна, ее отношения с родителями, особенно ревность к молодящейся матери, - эпизоды из той же (подростковой) серии. Бриджит не лишена положительных качеств: она добра к окружающим, совершенно не мстительна и доверчива. Она не способна на подлости и лишь жалуется на несправедливость своему дневнику, не предпринимая ничего для изменения ситуации к лучшему. Бриджит Джонс – типичный образ среднестатистической современной женщины, живущей в перенаселенном мегаполисе и работающей в одном из миллионов офисов. В какой-то степени ее можно рассматривать как антигероя – Филдинг не утаивает от читателя недостатки Бриджит, более того, она описывает ее как глуповатую, не слишком привлекательную внешне и крайне неуверенную в себе женщину. Но, несмотря на почти полное отсутствие качеств, традиционно приписываемых положительным героям, для читателя очевидно доброе отношение и сочувствие автора к своей героине. Бриджит не отличается от остальных ни силой духа, ни грандиозностью замыслов, ни смелостью. Но именно такая героиня, олицетворяющая многих женщин, воспитанных и живущих в условиях современного общества, и придает роману реалистичность и колорит. Простота и некоторая приземленность образа главной героини делают его ближе читательницам, так как он ассоциируется в сознании с их собственной повседневной жизнью. Посиделки в кафе, бурные беседы со старыми друзьями, обсуждения насущных проблем, попытки наладить отношения с мужчинами, неудачи в личной жизни знакомы почти каждой женщине: и студентке, и сотруднице крупной фирмы, и зрелой женщине с опытом. Идеи постфеминизма, нашедшие отражение в романе «Дневник Бриджит Джонс» подвергаются некоторому сомнению: действительно ли возможно быть успешной и в плане карьеры, и в плане семейной жизни? Героиня романа Бриджит страдает от сомнений и неуверенности в своих силах и пытается забыть о терзающих ее грустных мыслях, периодически напиваясь в барах с друзьями и выкуривая пачки сигарет. Так, например, в начале романа Бриджит рассуждает следующим образом: «Even the most outrageous minxes lose their nerve, wrestling with the first twinges of existential angst: fears of dying alone and being found three weeks later half-eaten by an Alsatian. Stereotypical notions of shelves, spinning wheels and sexual scrapheaps cons ire to make you feel stupid, no matter how much time you spend thinking about Joanna Lumley and Susan Sarandon». («Даже самая неистовая распутница теряет всю свою энергию после первых же приступов экзистенциального страха: она боится, что умрет в одиночестве и через три недели найдут ее хладное тело, наполовину съеденное голодной любимой овчаркой. Стереотипные представления о старых девах, прялках и полной сексуальной непригодности наваливаются исподтишка и заставляют женщину чувствовать себя идиоткой, сколько бы времени она ни проводила в мыслях о Голди Хоун и Сьюзен Сарандон»). В этих размышлениях сквозит горькая ирония, тем не менее, совершенно очевидно, что переживания Бриджит и ее незамужних подруг – следствие выбранной ими жизненной позиции, согласно которой женщина имеет право до определенного момента жить в свое удовольствие и лишь, потом задумываться о замужестве. Доказывая на словах, в первую очередь, свою состоятельность и независимость, и Бриджит, и Шерон, и Джуд чувствуют себя глубоко уязвленными, несколько униженными и обделенными долей женского счастья. Характерный для феминизма призыв к объединению женщин в борьбе за свои права не находит отклика в душе главной героини. Точнее будет сказать, что попытки обрести в так называемой женской солидарности уверенность и спасение от личных проблем не увенчиваются успехом для Бриджит. Индивидуализм героини граничит и практически переходит в стадию замкнутости в своем собственном «я». В продолжение романа Бриджит неоднократно заявляет о том, что ей и ее подругам необходимо выступить против «запудривания мозгов» и поддержать собственный статус независимой и счастливой женщины. Бриджит, Шеззер и Джуд торжественно обещают друг другу и в первую очередь себе, что не позволят более мужчинам унижать их и заставлять страдать. Так, например, в адрес семейных пар Шеззер заявляет: «And because there is more than one bloody way to live: one in four households are single, most of the royal family are single, the nation’s young men have been proved by surveys to be completely unmarriagable, and a s a result there is a whole generation of single girls loke me with their own incomes and homes who have lots of fun and don’t need to wash any one’s else socks» [2, 37]. В традициях феминизма Бриджит отвечает: «Singletons! Hurray for Singletons!» [2, 37]. Однако буквально сразу же в дневнике Бриджит следует запись: «Still no word from Daniel. Cannot face thought of entire Sunday stretching ahead with everyone else in the world except me in bed with someone giggling and having sex». Филдинг указывает на то, что попытки главной героини проникнуться идеей феминистского единения безуспешны, поскольку подобная концепция жизни противоречит ее собственным желаниям и моральным нуждам. Стремление Бриджит к хозяйственности является предпосылкой возврата к первоначальной женственности, возрождения исконного понятия о женщине как о хранительнице домашнего очага. Бриджит испытывает легкую зависть к замужней подруге Магде. Главная героиня романа в душе осознает, что не достигла к тридцати годам той зрелости и уверенности в себе, которую обеспечивает стабильный брак и семья. Бриджит мечтает о домашнем уюте, однако ее прельщают не столько обязанности жены и хозяйки, сколько то, что с ними ассоциируется: порядок, безопасность, любовь. Лишенная этих благ, Бриджит Джонс полагает, что семейная жизнь обеспечит их ей.


Полезные статьи:

Проза
В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания (в новаторской поэтической технике Цветаевой усматривали самоцель), успехом пользовалась ее проза, охотно принимавшаяся издателями и занявшая основное место в ее творчестве ...

Обзор степени изученности данной темы, применительно к творчеству Н.В.Гоголя
Н. В. Гоголь, подобно А. С. Пушкину, Ф. М Достоевскому, Л. Н. Толстому, принадлежит к тем величайшим художникам слова, чье творчество ставит перед исследователями чрезвычайно сложные задачи. Здесь оказываются бесплодными любые прямолинейн ...

Заключение.
Мир Тютчева многомерен, беспределен, исполнен пугающей тайны и победоносного величия одновременно: надежда столь же жива в человеке, как и безнадежность, жажда познания не менее сильна, чем невозможность абсолютного познания. Тютчев утвер ...