Разделы


Материалы » Античная комедия. Менандр » Кр. Содержание

Кр. Содержание

"Угрюмец" был в 317 до н.э. удостоен первого приза на Ленеях (празднике в честь Диониса). Это высоконравственная комедия, в которой Менандр, несмотря на свои 25 лет, выказывает себя вполне опытным мастером. В сельской обстановке действуют юные герои – воспитанные, серьезные и целеустремленные. Им противостоит Кнемон, озлобленный на весь свет старик, ведущий полную трудов и огорчений одинокую жизнь. Комические сцены изображают Кнемона то приходящим в бешенство от проделок хитроумных раба и повара, то попадающим в раставленные ими ловушки. Пьеса разыгрывается тремя актерами. Меняя маски, они изображают 12 персонажей. Интермедии, в которых публику потешают подвыпившие гуляки, разбивают динамичное действие пьесы на пять актов.

Комедию открывает пролог. Бог Пан рассказывает в нем о положении, в котором находятся герои. Пан устроил так, что молодой горожанин Сострат влюбился в благочестивую и целомудренную дочь Кнемона. Сострат пытается приблизиться к девушке, получает от старика суровый отпор, но все же успевает перемолвиться с ней словечком. Тут появляется бедный, но благородный молодой человек, сводный брат девушки Горгий. Он собирается обличить влюбленного Сострата как соблазнителя, а то и преступника, однако Сострату удается убедить его в чистоте своих намерений. Раб предлагает юноше прикинуться бедняком и приняться мотыжить землю – только такой человек может угодить старику. Сострат подчиняется, однако Кнемону не приходится увидеть его в деле, поскольку как раз в это время к его дому в сопровождении рабов является мать Сострата принести жертву Пану. Домашние Кнемона роняют в колодец кувшин, а пытаясь его достать – еще и мотыгу, и когда Кнемон, не позвав никого на помощь, спускается за ними, происходит беда: он срывается вниз. Сострат и Горгий спасают старика, а тот, растроганный этим свидетельством взаимной зависимости людей и их доброты, усыновляет Горгия и передает ему права главы семьи. Горгий тут же обручает сестру с Состратом, а сам делает прекрасную партию: его невестой становится сестра Сострата с немалым приданым. Комедия завершается семейным торжеством, и рабы насилу заставляют старика, все еще сторонящегося общества, принять участие в общем веселье.

Если трагедия в зачаточном состоянии — ритуальное богослужение, то комедия — продукт увеселений, которые начинались, когда богослужебная часть дионисий, мрачная и серьёзная, оканчивалась.

Аристотель определяет комедию как: "подражание худшим людям, но не во всей их порочности, а в смешном виде"

Существовало несколько типов дорической комедии; в Спарте актеры в масках разыгрывали фарсовые сценки из повседневной жизни; в городах Великой Греции ставились филаки, т.е. комические сценки, пародировавшие мифологические сюжеты. В Сикионе (Пелопоннес) процессия подвыпивших гуляк исполняла перед толпой шутливые гимны в честь Диониса.


Полезные статьи:

Готический роман в историческом аспекте. Готическое искусство. Истоки и эволюция.
Термин «готика» (от фр. gotique — «готский», по названию германского племени готов) возник в эпоху Возрождения. Преимущественно он употреблялся для обозначения художественного стиля, завершившего развитие средневекового искусства в Западн ...

Драматические принципы Корнеля
В дни Корнеля только начинали складываться нормы классицистического театра, в частности правила о трех единствах – времени, места и действия. Корнель принял эти правила, но исполнял их весьма относительно и, если это вызывалось необходимо ...

Низкий уровень качества современных книг и периодических изданий для детей
В предисловии к литературному альманаху «В комнате за сценой» Александр Торопцев пишет такие слова: «Для детей и о детях писать хорошо гораздо сложнее, а писать плохо грешно». [2, с.4] Качество современной детской литературы, литературы ...