Разделы


Материалы » Религиозные взгляды Ф.М. Достоевского » Заключение

Заключение

На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:

Достоевский – творец полифонического романа. Он создал существенно новый романный жанр. Поэтому-то его творчество не укладывается ни в какие рамки, не подчиняется ни одной из тех историко-литературных схем, какие мы привыкли прилагать к явлениям европейского романа. В его произведениях появляется герой, голос которого построен так, как строится голос самого автора в романе обычного типа, а не голос его героя. Слово героя о себе самом и о мире так же полновесно, как обычное авторское слово; оно не подчинено объектному образу героя, как одна из его характеристик, но и не служит рупором авторского голоса. Ему принадлежит исключительная самостоятельность в структуре произведения, оно звучит как бы рядом с авторским словом и особым образом сочетается с ним и с полноценными же голосами других героев.

Вопрос о бытии Бога Достоевский считал главным в нашей жизни. Достоевский не верил в возможность абсолютного атеизма, но в своих произведениях выводит ряд герое-богоборцев, с атеистическим мышлением: Кириллова, Ставрогина, Верховенского, Раскольникова, Ивана Карамазова.

Христос не был для Достоевского только фактом прошедшего, далеким и непостижимым чудом, Достоевский исповедовал и возвещал "вселенское христианство", которое "должно распространяться на все человечество и на все дела человеческие".

Христианство Достоевского есть новое христианство, хотя он остается верен исконной истине христианства. Достоевский в своем понимании христианской свободы как бы выходит за пределы исторического православия.

"Легенда о Великом Инквизиторе"– вершина творчества Достоевского, увенчание его идейной диалектики. В ней сходятся все нити и разрешается основная тема, тема о свободе человеческого духа. Эта свобода духа возможна только потому, что Христос отказывается от всякой власти над миром. Воля к власти лишает свободы и того, кто властвует, и тех, над кем властвуют. Христос знает только власть любви, это – единственная власть, совместимая со свободой. Религия Христа есть религия свободы и любви, свободной любви между Богом и людьми.

[1] Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. М.: Вехи, 2001.

[2] Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М, 1971. Ч. 2, кн. 5.3.

[3] Достоевский Ф.М. Бесы. М, 1971. Ч. 3,6.

[4] Достоевский Ф.М. Бесы. М, 1971. Ч. 3,5.

[5] Достоевский Ф.М. Подросток. М, 1971. Ч. 3,11.

[6]Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М, 1971. Ч.2 Кн. 5,6.

[7] Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М, 1971. Ч.4 Кн. 11,4.

[8] Достоевский Ф.М. Дневник писателя.1873.

[9] Соловьев В.С. Сочинения в двух томах, т. 2, М., Мысль, 1988. Стр 230-323.


Полезные статьи:

Мой любимый герой
У каждого человека, я думаю, должен быть любимый литературный герой, о котором он постоянно вспоминает, старается быть не него похожим. Говорить о любимом герое лучше всего тогда, когда он произвел незабываемое впечатление, оставил глубок ...

Время и смерть
Временное (жизнь) у Хармса противопоставлена вневременному, как ложное истинному (как уже отмечалось выше, это выражено оппозицией двух типов времени, линейного и нелинейного); поэтому "жизнь и не может давать ответы, а искать их сле ...

Влияние романтизма на формирование реалистической эстетики.
Значение романтизма как предтечи реалистического искусства во Франции очень велико. Именно романтики выступили первыми критиками буржуазного общества. Именно они открыли новый тип героя, вступающего в противоборство с обществом. Они откр ...