Заключение
На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:
Достоевский – творец полифонического романа. Он создал существенно новый романный жанр. Поэтому-то его творчество не укладывается ни в какие рамки, не подчиняется ни одной из тех историко-литературных схем, какие мы привыкли прилагать к явлениям европейского романа. В его произведениях появляется герой, голос которого построен так, как строится голос самого автора в романе обычного типа, а не голос его героя. Слово героя о себе самом и о мире так же полновесно, как обычное авторское слово; оно не подчинено объектному образу героя, как одна из его характеристик, но и не служит рупором авторского голоса. Ему принадлежит исключительная самостоятельность в структуре произведения, оно звучит как бы рядом с авторским словом и особым образом сочетается с ним и с полноценными же голосами других героев.
Вопрос о бытии Бога Достоевский считал главным в нашей жизни. Достоевский не верил в возможность абсолютного атеизма, но в своих произведениях выводит ряд герое-богоборцев, с атеистическим мышлением: Кириллова, Ставрогина, Верховенского, Раскольникова, Ивана Карамазова.
Христос не был для Достоевского только фактом прошедшего, далеким и непостижимым чудом, Достоевский исповедовал и возвещал "вселенское христианство", которое "должно распространяться на все человечество и на все дела человеческие".
Христианство Достоевского есть новое христианство, хотя он остается верен исконной истине христианства. Достоевский в своем понимании христианской свободы как бы выходит за пределы исторического православия.
"Легенда о Великом Инквизиторе"– вершина творчества Достоевского, увенчание его идейной диалектики. В ней сходятся все нити и разрешается основная тема, тема о свободе человеческого духа. Эта свобода духа возможна только потому, что Христос отказывается от всякой власти над миром. Воля к власти лишает свободы и того, кто властвует, и тех, над кем властвуют. Христос знает только власть любви, это – единственная власть, совместимая со свободой. Религия Христа есть религия свободы и любви, свободной любви между Богом и людьми.
[1] Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. М.: Вехи, 2001.
[2] Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М, 1971. Ч. 2, кн. 5.3.
[3] Достоевский Ф.М. Бесы. М, 1971. Ч. 3,6.
[4] Достоевский Ф.М. Бесы. М, 1971. Ч. 3,5.
[5] Достоевский Ф.М. Подросток. М, 1971. Ч. 3,11.
[6]Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М, 1971. Ч.2 Кн. 5,6.
[7] Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М, 1971. Ч.4 Кн. 11,4.
[8] Достоевский Ф.М. Дневник писателя.1873.
[9] Соловьев В.С. Сочинения в двух томах, т. 2, М., Мысль, 1988. Стр 230-323.
Полезные статьи:
Проблематика сказок Оскара Уайльда
Творчество Оскара Уайльда очень многогранно. Кроме ярких пъес, искусствоведческих статей и гениального романа «Портрет Дориана Грея», перу писателя принадлежат прекрасные сказки.
В 1888 году О. Уайльд публикует сборник «Счастливый Принц» ...
Театр Вольтера в России
О великий Вольтер – Мари Франсуа Аруэ, ведь именно ты «безраздельно властвовал над умами чуть ли не весь XVIII век».
Интересен сам феномен Вольтера, ведь как мы знаем, человек, попавший в тюрьму уже не может «по-настоящему» быть человеко ...
Формирование нового человека в революции в произведении А. Фадеева
«Разгром».
«Не только для себя рождаемся мы на
свет. Но наиболее для служения общему
благу».
Ф. Скорина.
Александр Александрович Фадеев — правдивый художник и мастер слова. Уже с раннего романа «Разгром» формируется несколько романтический сти ...
