Разделы


Материалы » Шпаргалки Зарубежная литература » Жан Поль Сартр и экзистенциализм

Жан Поль Сартр и экзистенциализм
Страница 1

"Экзистенциализм это гуманизм". Название этой книги французского философа, писателя и драматурга Жана Поля Сартра может служить девизом экзистенциализма, как самое краткое и точное выражение смысла и назначения целого направления современной философии. Экзистенциализм, или философия существования (от позднелатинского existentia существование) зародился в начале 20 века и в течение нескольких десятилетий завоевал широкое признание и популярность. Среди первых представителей экзистенциализма принято считать русских философов Льва Шестова и Николая Бердяева, хотя основное развитие это течение получило после 1-ой мировой войны в трудах немецких мыслителей Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса и в сороковых годах в работах Альбера Камю, Жана Поля Сартра и Симоны де Бовуар.В то же время своими предшественниками экзистенциалисты считают Паскаля, Кьеркегора, Достоевского и Ницше .

В философском отношении на экзистенциализм оказали преобладающее влияние такое направление как философия жизни, а также феноменология Гуссерля и Шеллера. Экзистенциализм как яркое проявление нонкомформизма явился своеобразной реакцией на духовный кризис, вызванный войнами и страданиями .В ситуации безнадежности и душевной растерянности призыв экзистенциалистов к человеческой подлинности, к чувству человеческого достоинства оказался источником мужества и нравственной стойкости. Экзистенциалистски настроенная личность противопоставляла личное решение, волевой акт уверткам "трусливого разума". В этом смысле характерными являются слова Антуана Сент-Экзюпери: " Франция приняла бой вопреки правде логиков. Логики были прав. Война для нас означала разгром . Но разве должна была Франция ради того, чтобы избавить себя от поражения, не принимать боя ? Не думаю. И Франция интуитивно пришла к тому же решению : никакие увещевания не заставили ее уклониться от боя. Дух в нашей стране взял верх над разумом" Именно поэтому экзистенциализм нельзя назвать академической доктриной. Его основная тема человеческое существование, судьба личности в современном мире, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни, близкая любому художнику, писателю, поэту, с одной стороны, делает это направление популярным среди художественной интеллигенции (Э. Хемингуэй,С. Беккет, А. СентЭкзюпери), а с другой побуждает самих экзистенциалистов обращаться к языку искусства (Сартр, Камю, Марсель). Экзистенциализм тесно соприкасается с религиозным восприятием мира, причем это в равной степени относится как к религиозному направлению экзистенциализма (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов), так и к атеистическому (Хайдеггер, Сартр, Камю, Мерло-Понти), поскольку важный мотив экзистенциалистского творчества признание того, что бог умер (" из жалости к человеку", как часто цитируют Ницше), сопровождается утверждением невозможности и абсурдности жизни без бога .

Одним из крупнейших представителей атеистического экзистенциализма является и Жан Поль Сартр. Он родился в 1905 году, образование получил в лицеях Ла-Рошели, кончил Высшую нормальную школу в Париже по отделению философии, в 1934 году стажировался во Французском институте в Берлине .Господствовавший тогда во французской университетской культуре абстрактный идеализм Брюнсвика был бессилен что-либо противопоставить идеологии гитлеризма, угрожавшего миру разрушением всех человеческих ценностей.

Именно в эти годы всеобщей безысходности Сартр начал свою литературную и общественную деятельность . Известность Сартру принесли роман "Тошнота" (1938) и сборник рассказов "Стена" (1939), в которых ярко проявилось мировоззрение писателя . В самое трудное для Франции время,в годы фашистской оккупации Сартр, верный внутренним убеждениям, был активным участником Движения Сопротивления; тогда им была написана основная философская работа "Бытие и ничто", ставшая его докторской диссертацией. Но популярность Сартр приобрел в послевоенные годы, когда он, совмещая общественную и литературную деятельность (Сартр был основателем и директором журнала "Les Temps Modernes", участником многочисленных движений и организаций), проявил себя как писатель и драматург, автор романной трилогии "Пути к свободе"(1945-1949), ряда пьес и автобиографической повести "Слова"(1964), принесшей ему высшее официальное признание Нобелевскую премию ( от которой Сартр поспешил отказаться, не желая связывать свое имя с идеологически ангажированным институтом ) . На закате своего творческого пути Сартр все более заметно склонялся к левым, социалистическим идеям, однако это не помешало ему выступить с критикой марксизма как догматического, материалистического учения ("Марксизм и экзистенциализм") .Независимая жизненная позиция, бунтарский дух Сартра достаточно убедительно отражают его философское мировоззрение, которое внесло значительный вклад в развитие экзистенциализма .При этом идеи Сартра достаточно точно вписываются в рамки базовой теории экзистенциализма, поэтому, прежде чем рассматривать вклад французского философа как таковой, в методологическом плане представляется целесообразным дать общий анализ основных положений экзистенциализма. Экзистенциализм как целостное учение строится на принципиально новом понятии такой категории, как бытие. Экзистенциалисты стремятся понять бытие как нечто непосредственное и преодолеть интеллектуализм как традиционной рационалистической философии, так и науки, предполагающей опосредование этот основной принцип мышления. Бытие, согласно экзистенциалистам, не есть ни эмпирическая реальность, данная нам во внешнем восприятии, ни та система связей, которая конструируется научным мышлением, ни мир умопостигаемых сущностей, познание которого составляло задачу классического рационализма; во всех этих случаях проводится различие и даже противопоставление субъекта объекту. Преодоление этой противоположности объекта и объекта, если оно допускается, как, например, у Спинозы или Гегеля, для рационалистов возможно лишь в мышлении и является конечным пунктом, целью их философствования. Экзистенциализм рассматривает бытие как некую изначальную непосредственную, нерасчлененную целостность субъекта и объекта ; познаваемое и познающее в их целостности должны совпасть, и бытие может быть постигнуто только через самое себя. При этом в качестве изначального и подлинного бытия выступает переживание субъектом своего "бытияв-мире". Таким образом, бытие здесь дано непосредственно, в виде собственного бытия существования, то есть экзистенции .Для описания структуры экзистенции экзистенциалистами был использован феноменологический метод Гуссерля в качестве структуры сознания выделялась его направленность на другое, интенциональность. В атеистическом варианте экзистенциализма, теоретиком которого был, в частности Сартр, экзистенция определяется как бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. Структура экзистенции описывается в виде набора модусов человеческого существования. Такие модусы экзистенции, как забота, страх, решимость, совесть определяются через смерть, как способ соприкосновения с ничто. Поэтому именно в пограничной ситуации человек прозревает экзистенцию как глубочайший корень своего существа .Важнейшим свойством экзистенции является выхождение за свои пределы, или трансцендирование . С точки зрения религиозного экзистенциализма, трансцендентное это бог, и хотя он не познаваем, но все духовное творчество есть выражение стремления к богу, попытка выразить его, хотя и терпящее крушение из-за невозможности адекватного постижения бога.А продукты этого творчества есть ни что иное, как шифры трансценденции .Экзистенциалисты-атеисты, в свою очередь, определяют трансценденцию как ничто, как глубочайшую тайну экзистенции.

Страницы: 1 2 3 4


Полезные статьи:

Внутриличностный конфликт Раскольникова
"Чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством" (64, с.684) , нараставшее в Раскольникове задолго до преступления, – вот главный внутренний корень его преступления и одновременно общая жизненная проблема, стоявшая пере ...

Рожденные романтиками. М.И. Лермонтов и М. А. Врубель
Бывают в жизни странные совпадения событий, но проходят десятилетия, века, и то, что казалось странным, чудесным, становится доступным пониманию явлением необходимой преемственности в истории культуры. В 1856 году в одном провинциальном ...

Анализ повестей Н.В. Гоголя «Невский проспект», «Нос», «Шинель» и рассказов Ф.Амирхана «Любовь Габдельбасыра», «Почтенный Самигулла». Анализ повестей Гоголя «Невский проспект», «Нос» и «Шинель» из
Произведения Н.В.Гоголя занимают особое место в русской литературе. Наше исследование посвящено роли детали в художественном произведении, а в частности в произведениях Н.В.Гоголя. Гоголь в своих работах активно использовал данный художес ...