Разделы


Материалы » Тема войны в немецкой литературе » Тема войны в немецкой литературе. Ганс Фаллада (1893-1947)

Тема войны в немецкой литературе. Ганс Фаллада (1893-1947)

Творчество Ганса Фаллады (псевдоним Рудольфа Дитцена) типично для литературы «внутренней эмиграции».

Его первые романы были написаны в духе экспрессионизма. Фаллада не пошел за передовой группой экспрессионистов, зачинателей революционной пролетарской литературы, но он и не примкнул к реакционерам, будь то певцы «новой вещности», «почвенники» или декаденты. Постепенно он вырабатывал свой путь, свою реалистическую манеру, опираясь на традиции немецкого реализма XIX века.

Творческая биография Фаллады как буржуазного критического реалиста начинается с романа «Крестьянские бонзы и бомбы» (1929).

Горячим сочувствием к безработным проникнут роман «Маленький человек, что же дальше?» (1932) с его героем Пимбергом. Герои Фаллады — «маленькие», раздавленные жизнью люди. Они испытывают страх перед настоящим, не верят в будущее и одиноко тоскуют по справедливости. Герой романа «Кто отведал однажды тюремной похлебки» (1939) Вилли Куфальт всем чужд и все человеческое чуждо ему. В жалком сознании героев романа живет только ненависть к людям и эгоистическая жалость к себе. Они отщепенцы, одиночки, живут и борются только за себя и терпят поражение. В своей жизненной концепции Фаллада обнаруживает индивидуалистическую узость[1].

Лучшее произведение Фаллады — роман «Волк среди волков» (1937). Антифашистскую направленность этого романа поняли нацисты, и роман был изъят из продажи. Роман типичен для настроений «внутренней эмиграции». По жанру это воспитательный роман, но у Фаллады нет эпического полотна жизни. Имя героя — Вольфганг Пагель — напоминает о волке. Вначале он человек ожесточенный, морально опустившийся, это волк среди волков. В погоне за счастьем он бросает свою возлюбленную и мать. Но в нем не все человеческое умерло: из порывов сострадания, на которые он еще способен, постепенно родится сочувствие к людям, готовность помочь им в беде. И, наконец, Вольфганг находит счастье в семейном уюте. Вольфганг Пагель — не передовой человек, но в школе жизни он отказывается от нацизма, его призванием становится профессия врача, служение людям. Положительно было то, что в эпоху насилия писатель призывал к человеческой доброте. В романе показаны 20-е годы. Фаллада осудил круги, мечтающие об антиреспубликанском путче, обличил моральное ничтожество фашистов, мнящих себя цветом нации. Симпатии Фаллады принадлежат простым честным людям[2].

Интересно построение романа. Его разобщенные сценки отражают разорванность человеческих связей и сопровождаются ироническими авторскими замечаниями.

В последние годы жизни в романе «Каждый умирает в одиночку» (1947) писатель обратился к антифашистской теме. Он изобразил Берлин времени фашизма, стремясь показать протест населения против гитлеровцев. Но, не имея представления о том, что существовало организованное антифашистское подполье, он понимал борьбу как стихийный протест одиночек, честных энтузиастов. Его герои — незаметные, скромные супруги Квангель. Им невмоготу стало терпеть и молчать, они решили запугать фашистов и открыть на них глаза согражданам своими письмами. Фаллада с любовью говорит о мужестве своих героев. Но поведение супругов Квангель — это только протест одиночек, обреченных на гибель. Изображение их деятельности не лишено отпечатка фатальной обреченности, характерной для мировоззрения Фаллады.


Полезные статьи:

Любовная лирика в творчестве А.А. Ахматовой
Сразу же после выхода первого сборника "Вечер" в русской литературе произошла своеобразная революция - появилась Анна Ахматова, "вторая великая лирическая поэтесса после Сапфо". Что же революционного было в появлении А ...

И. Э. Бабель (1894—1941)
Исаака Эммануиловича Бабеля называли русским Мопассаном за влюбленность в плоть земли, за цветистое, сочное описание природы и человека и любимый им жанр — новеллу. Новеллой мы называем рассказ, в центре которого исключительное событие, а ...

Понятие о жанре чиклит. Общая характеристика
Термин «чиклит» был введен американскими писателями Крис Маззой и Джеффри де Шеллом в 1995 году как заголовок к антологии пост феминистской прозы, иначе говоря, художественных произведений второй волны феминизма 90 − х. В этих произ ...