Вольфганг Борхерт
Вольфганг Борхерт родился и рос в Гамбурге; он попал со школьной скамьи в гитлеровскую армию. За обнаруженные цензурой в его письмах антифашистские замечания он был приговорен без суда к расстрелу. Исполнение приговора затянулось, его «помиловали» и послали воевать в штрафном батальоне против Советской России. Там его вновь арестовали по доносу за распространение антигитлеровских анекдотов. Из Берлинской тюрьмы весной 1945 г. он был послан с последними резервами на Западный фронт. Здесь он вскоре попал в плен. В конце 1945 г. безнадежно больным (это сделали тюрьма, ранения, окопы) он вернулся домой и, зная, что жить ему осталось недолго, с лихорадочной быстротой отдался творчеству. Он успел отразить свои страстные и горькие раздумья в антифашистской пьесе, рассказах, стихотворениях и публицистике. От имени загубленной, искалеченной немецкой молодежи бросает он обвинение организаторам разбойничьей войны. Борхерт ненавидит войну за страдания, которые она причинила людям. Его герои — люди запуганные, робкие, они привыкли, что их окружает равнодушие и жестокость, они не рассчитывают на сочувствие и внимание. Война лишила их хлеба, крова, семьи.
Борхерта волнует моральная деградация людей при фашизме: фашизм разорвал семейные связи, сделал людей замкнутыми, бессердечными. Волей-неволей все немецкие солдаты, даже зеленые юнцы, которым война принесла только страдания, являются соучастниками преступлений нацистского рейха. Борхерта возмущает вина «старшего поколения» по отношению к младшему: ведь это старшие обманули и духовно растлили молодежь.
Борхерт не дошел до понимания социальной природы фашизма, как и до призыва к активной борьбе с его остатками, но все его творчество — это бунт, крик души; он говорит от имени тех, кто бродит впотьмах и ищет дорогу к правде.
В пьесе «За дверью» (1947) действуют два вернувшихся Фронтовика: преуспевающий полковник и бедный унтер Бекман. Полковник благоденствует, он не чувствует за собой никакой вины. Бекман по возвращении не находит ни семьи, ни работы. Его, солдата, в отличие от полковника мучат угрызения совести; он чувствует себя виновным и перед другими солдатами, выполнявшими на войне его приказы, и перед своими родителями, которые от голода и отчаяния отравились газом. Публика богатых ночных кабаре не желает слушать горькую правду песен, с какими Бекман обращается к ней. Бекман еще не дорос до социального протеста, но он уже задумался над жизнью и несправедливостью. В его полном гнева и горечи сомнении — зародыш бунта, разрыв с традиционными представлениями:
Где старик, именуемый богом?
Почему он не говорит??
Отвечай!
Почему он молчит? Почему?
Неужели никто не ответит?
Никто не ответит?
Никто, никто не даст ответа?[6]
«И ты — ты говоришь, я должен жить? — спрашивает Бекман.— Зачем? Для кого? Для чего? Должен ли я больше терпеть муки и сам мучить?». Но писатель идет дальше своего героя. Он находит ответ: жить надо, чтобы прекратить войны. В рассказе «Это — наш манифест» умирающий юноша-писатель призывает всех людей сказать «Нет!» войне. Он пишет: «Мы больше не будем от страха прижиматься к земле и ощущать во рту песок — будь то степной песок Украины, Киренаики, Нормандии или злой и горький песок нашей родины».
Хотя в творчестве Борхерта часто звучат трагические ноты, сквозь этот трагизм прорывается любовь к людям, к жизни, к природе, а не фаталистическая покорность.
Для стиля Борхерта характерна внутренняя взволнованность. Писатель использует внутренние монологи, полубред, галлюцинации, воспроизводит поток сознания.
Полезные статьи:
Почему Гоголь сжег дневник
Та же Екатерина Александровна Хитрово однажды заметила Гоголю, почему бы ему не писать записок своих. Он ответил: "Я как-то писал, но, бывши болен, сжег. Будь я более обыкновенный человек, я бы оставил; а то бы это непременно выдали, ...
Литературно – критическая деятельность Н.Гумилева
Николай Степанович Гумилев был не только выдающимся поэтом, но и тонким, проницательным литературным критиком. В годы, в которые он жил, это не было исключением. Начало XX века было одновременно и порой расцвета русской поэзии, и временем ...
Уильям Голдинг. Особенности и становление его творчества,посвященного
вечным проблемам человеческих исканий
У. Голдинг родился в Корнуэлле. Окончил Оксфордский университет. Во время второй мировой войны служил во флоте и участвовал в десантных операциях британских войск. После 1945 года работал учителем в небольшом городе Солсбери. Профессионал ...