Разделы


Материалы » Тема войны в немецкой литературе » Война в произведениях Генриха и Томаса Манна

Война в произведениях Генриха и Томаса Манна
Страница 1

В 1933 г., после фашистского переворота, Г. Манн был вынужден покинуть Германию. Фашисты сжигали на площадях его книги, он был исключен из рядов Германской академии художеств, лишен германского гражданства. Сначала он поселился на короткое время в Праге, затем переехал во Францию.

Г. Манн активно включается в борьбу против фашизма, он выступает на международных антифашистских конгрессах и митингах. Он — председатель Комитета немецкого народного фронта в Париже, старается собрать воедино антифашистские силы.

Особенно растет и развивается талант Г. Манна как публициста-художника. Он пишет ряд статей и книг антифашистского характера. Мы видим, как еще в начале XX в. Г. Манн сатирически изобразил в «Верноподданном» и «Учителе Унрате» людей, подготовивших почву для фашизма. Теперь он нападает на этот строй и его главарей, нападает с исключительной остротой и высоким искусством художника. Г. Манн прибегает к разнообразным приемам, например к созданию портретов-характеристик. Так, в 1933 г. в Амстердаме вышло публицистическое произведение Г. Манна «Ненависть» с приложением «Сцены из нацистской жизни». Г. Манн дает образы кровожадных фашистских главарей Гитлера, Геринга, Геббельса.

В дальнейшем, в других публицистических работах («Настанет день», «Мужество» и др.), Г. Манн дал в противовес фашистским заправилам замечательные образы борцов против фашизма. Это Эрнст Тельман, Рудольф Клаус, Эдгар Андрэ. С особенной любовью Г. Манн рисует Эдгара Андрэ, простого рабочего, который боролся против фашизма и погиб в фашистском застенке, но не сдался. «Эти люди не отступят от своего пути»,— писал Г. Манн.

Среди крупнейших западноевропейских писателей XX в. Томас Манн занимает одно из первых мест. Великий национальный художник, тесно связанный с социально-политическим развитием Германии на рубеже двух столетий, вобравший в себя все богатство европейской культуры первой половины XX в., он в то же время пережил и выразил в своем творчестве кризис философской мысли и литературы эпохи империализма.

Томас Манн, младший брат Генриха Манна, родился в г. Любеке. В Мюнхене, вращаясь в кругах артистической и художественной богемы, Томас начал писать свои ранние новеллы. Поездка вместе с Генрихом в Италию, где оба брата прожили около двух лет, сыграла большую роль в формировании литературных вкусов Томаса Манна. Живя очень уединенно в маленьком, почти полностью сохранившем средневековый облик городке Палестрина, Томас Манн не только знакомился с творениями итальянского Возрождения. Он углубился в изучение классиков русской и скандинавской литературы, что в значительной мере повлияло на замысел его социального романа «Будденброки».

Возвратившись в Мюнхен, Томас стал сотрудничать в радикально-сатирическом журнале «Симплициссимус», где в 1896— 1898 гг. появились его новеллы. Сборник этих новелл под названием «Маленький господин Фридеман» (1897) положил начало его литературной известности, а опубликованный в 1901 г. роман «Будденброки» поставил молодого писателя в ряды крупных немецких художников слова.

10 февраля 1933 г., непосредственно, после того как фашисты захватили власть в свои руки, Томас Манн читал в Веймаре перед чрезвычайно симпатизировавшей ему публикой свою статью «Страдания и величие Рихарда Вагнера», в которой он очищал наследие Вагнера от фашистских фальсификаций.

Уже на следующий день Манн налегке, с небольшим чемоданом отправился читать лекцию в Амстердам, Брюссель, Париж, и с этого момента и началась его эмиграция. В ноябре он переехал в Швейцарию, оттуда — в Чехословакию, откуда вынужден был бежать в США. Только после окончательного разгрома Третьего рейха возвратился Томас Манн уже в преклонном возрасте в Европу и побывал на своей родине.

К итоговому произведению своей художественной деятельности Томас Манн пришел в 1947 г. Это «Доктор Фаустус». Жизнь немецкого композитора, рассказанная его другом,— величайшее реалистическое произведение писателя, плод его многолетних раздумий.

В обширной статье «История доктора Фаустуса. Роман одного романа» (1949) Манн постепенно, шаг за шагом вводит нас в свою творческую лабораторию.

Он прямо заявляет, что «восстанавливает историю «Фаустуса» в нерасторжимой связи с натиском и сумятицей внешних событий, которая выпала ей в удел». Томас Манн дает в этой статье календарную хронику этих событий, которые составляют исторический фон романа.

Замысел романа, как об этом пишет сам автор, продиктован желанием «написать книгу о Германии, о ее прошлом и будущем». Манн неоднократно подчеркивает, что в его роман внесено много документального: мемуары Игоря Стравинского, встречи и беседы с композитором Шенбергом, привнесение в биографию героя целого ряда моментов из жизни Ницше и многое другое.

Страницы: 1 2 3


Полезные статьи:

Эстетические теории Дж. Рёскина и У. Пейтера и их влияние на творчество О. Уайльда
Существенную роль в формировании теории эстетизма сыграл публицист, историк и теоретик искусства, литературный критик Джон Рёскин. В оригинальных по форме художественные эссе Рёскина дано эстетическое обоснование многих тенденций в англий ...

Так кто же такой все-таки Велимир Хлебников?
В истории литературы немного писателей с такой сложной судьбой. Его стихи увлекали и отталкивали, его проза и драматургия ставили перед читателями вопросы, ориентированные на будущее и потому современникам часто непонятные. Один из трудне ...

Особенности перевода лирики И.В. Гёте на русский язык
В процессе исследований, проводимых в рамках данной дипломной работы, нами был проведён сопоставительный анализ лирики с переводами различных авторов и выявлены особенности перевода лирики И.В. Гёте на русский язык. Первый стихотворный п ...