Разделы


Материалы » Новые жанры библиографических пособий » Библиографические пособия в электронной форме

Библиографические пособия в электронной форме
Страница 2

В настоящее время существует несколько видов такого рода ресурсов. Во-первых, это электронные версии подготовленных к печати, но неопубликованных рекомендательно-библиографических справочников «Литература и искусство». Подготовка и выпуск этого издания, как и «новинок» по смежным отраслевым были прекращены в середине 1990-х гг.(4, с. 32)

Во-вторых, это аннотированные библиографические указатели, изначально планирующиеся к публикации в электронном виде. Примером такого рода может быть указатель В.Е. Лойко «В мире юридических знаний». В нем представлены книги, «вышедшие в основном в центральных издательствах в 2002 – 2003 гг.» (т. е. в издательствах Москвы и Петербурга), а отбор литературы завершен 1 ноября 2003 г. Автор адресует его широкому кругу читателей – преподавателям, студентам, библиотекарям, всем интересующимся правовыми проблемами, и полагает, что «особый интерес он представляет для людей, занимающихся предпринимательской деятельностью». В указателе пять разделов, соответствующих «принятой в правовой науке классификации.

К сожалению, «издание» электронных ресурсов допускает вольности, какие, невозможны в печатном издании (алфавитный указатель авторов и заглавий отсутствует), но не предоставляет тех преимуществ, которые можно было бы ожидать от документа в электронном виде (например оформление того же «содержания» в виде гипертекста, дающего возможность сразу переходить к интересующему разделу). Кроме того, выложенный в формате pdf текст требует, во-первых, специальной программы для чтения, а во-вторых, не дает возможности копировать фрагменты (например текст аннотации).

При отсутствии возможностей продолжать создание полновесных ежегодников книжно-журнальных «новинок» Интернет позволяет библиографам вести эту работу фрагментарно, по отдельным направлениям.

Эффективными с точки зрения реализации идеи «информация для всех» видятся электронные ресурсы, обеспечивающие доступ не только к информации о существующих книгах (журналах) по той или иной тематике, но и к самим текстам документов. В этом случае библиографы занимаются анализом, отбором и аннотированием уже не печатной продукции, а собственно электронных ресурсов Интернета.

В обзоре «Психология для всех» представлен периодический обзор сетевых ресурсов по психологии, существующих в Рунете, который ведется О.В. Решетниковой. Обзор, созданный в конце 2005 г., посвящен «электронным публикациям по психологии, точнее, сайтам, на которых наиболее полно представлены полнотекстовые электронные версии книг». Подробные характеристики сделаны с учетом «целевого и читательского назначения» сайтов, а также качества организации материала (структура сайта, систематичность, поисковые возможности).

Аналогичную задачу поставили перед собой авторы периодически обновляющегося обзора «История России в Рунете» – С.В. Бушуев, В.Е. Лойко и Т.Н. Малышева. (4, с. 34-35)

Это наиболее основательная по количеству представленных материалов (создателями прокомментировано содержание 84 сайтов) работа; вниманием к пользователям, «которые не любят читать», обусловлено и создание гипертекстового «оглавления» из названий сайтов, к которому можно перейти сразу же, минуя многостраничный обзор. Авторы обещают не обсуждать «спорные проблемы историографии», сосредоточившись на оценках состояния самих сайтов. Характеризуя один из них, они, например, пишут: «Постоянно пополняется несколько сотен хронологических таблиц (и несколько десятков генеалогических таблиц) с гиперссылкам, ведущими из соответствующих строчек-событий в этих таблицах к разнообразным историческим материалам. Постоянно пополняется справочная система по персоналиям, по этнонимам и прочие указатели. Все полнее становится сборник исторических источников, подобрана историческая библиотека электронных текстов». Разумеется, такая информация должна с благодарностью восприниматься читателями.

Страницы: 1 2 3


Полезные статьи:

Анализ произведения, или зачем Левша блоху ковал.
В немногочисленных исследованиях, посвященных знаменитому сказу Лескова, обычно выделяется круг вопросов, которые, как правило, являются предметом живейшего обсуждения. По мнению известного исследователя лесковского творчества Л. А. Аннин ...

But there is no water
Общее ощущение трагизма усиливается в сознании читателя благодаря непрерывным повторениям одних и тех же слов. Так слово “rock” возникает в первой части главы девять раз, слово “water” – десять. Кроме того, Элиот воздействует на подсознан ...

Родину можно унести с собой
Не заколачивай в стену гвоздя, Сбрось пиджак прямо на стул. Зачем делать запасы на несколько дней? Ведь ты завтра вернешься домой. Незачем саженец поливать. Стоит ли здесь выращивать дерево? Оно до ступеньки не дорастет, А ты уже ...