Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: свобода или своеволие»Страница 2
Духовным двойником Лужина является Свидригайлов. Он совершил в жизни немало злодейств, на его совести человеческая кровь. Свидригайлов не создавал никаких теориий, но разве цель его преступлений так уж далека от цели Раскольникова? Он совершал злодеяния для того, чтобы быть свободным в выборе, как ему жить. Главной его целью становится соблазнить Дуню. Он уверен, что если не деньгами, то угрозами поработит ее, сломит ее сопротивление. Свидригайлов считает себя вправе распоряжаться чужими жизнями. Но и он раб, раб своего сладострастия. Свидригайлов понимает это лишь когда не может сломить сопротивления Дуни. Он понимает, что всю жизнь прожил неправильно, что изначально неправильно выбрал свой путь, и вот теперь он раб своих желаний, с которыми не может бороться. Осознание этого приводит героя к гибели.
Раскольников мучается, понимая, что, совершенное им, преступление ставит его в один ряд с ненавистными ему людьми. В нем все сильнее зреет желание покаяться. К этому его склоняет и следователь Порфирий Петрович. Он видит в Раскольникове умного и талантливого человека, способного принести много полезного людям. Он чувствует, что теория Раскольникова родилась из-за нищеты, из-за постоянной необходимости преклонятся перед другими. Следователь считает себя обязанным указать молодому человеку истинный путь. Свободным можно стать только с чистой совестью. Свобода заключается в тех хороших, добрых поступках, которые человек совершает по отношению к другим. Такой человек должен учить других творить добро, но ни в коем случае не принуждать к этому. Ибо добро по принуждению не есть добро. Порфирий Петрович надеется на раскаяние Раскольникова, но не принуждает его к этому. Раскаяние должно быть добровольным, только тогда оно освободит его от страданий. И Раскольников идет на раскаяние. Только на каторге он обретает душевную свободу. Но он не может до конца отказаться от своей теории. Однако он уже не знает, дает ли его теория человеку духовную свободу, способен ли человек жить по его теории не становясь его рабом. Перед ним вновь становится свобода выбора: вновь вернутся к своей теории или искать смысл жизни в чем-то другом. И он находит его любви. Именно любовь может освободить его душу от страданий, именно она может дать ему возможность свободно сделать выбор между добром и злом.
Сонечка Мармеладова своею любовью исцеляет душу Раскольникова. Она – падшая женщина искренне раскаивается в своих грехах. Всю жизнь Соня кается и пытается искупить свой грех. Она пошла на грех ради своей семьи, но сделала это не по принуждению, а свободно. Она принесла свою жизнь в жертву другим. Соня искренне и добровольно принимает веру в Бога. Она духовно более свободна, чем остальные. Соня сделала свой добровольный выбор в пользу добра и готова совершенно искренне жертвовать собою ради других. Она считает, что страдания очищают душу от грехов. Полюбив эту Женщину Раскольников, наконец, получил шанс обрести духовную свободу, избавиться от терзающих его противоречий. Через нее он может очистить свою душу от грязи и именно через нее он может принять веру в Бога. Лишь человек свободно принявший Бога сможет обрести душевную гармонию.
В конце произведения герой еще не смог сделать окончательный выбор между добром и злом. Но Достоевский оставляет его с надеждой на освобождение души от греха и на обретения свободы в добре и в любви.
Полезные статьи:
Тема «неистовой страсти» в творчестве Бальзака.
Неистовая страсть у Бальзака в отношении к деньгам. Это и накопители, и образы ростовщиков. Эта тема близка к теме образа финансиста, потому что именно они живут этой неистовой страстью накопительства.
Гобсекпредставляется человеком бесп ...
О романтизме как направлении культуры
Романтизм как направление культуры сформировался в Европе на рубеже XVIII – XIX веков. Предметом изображения романтиков стал внутренний мир человека, мир его чувств и страстей. Героем романтических произведений является глубоко чувствующа ...
Рожденные романтиками. М.И. Лермонтов и М. А. Врубель
Бывают в жизни странные совпадения событий, но проходят десятилетия, века, и то, что казалось странным, чудесным, становится доступным пониманию явлением необходимой преемственности в истории культуры.
В 1856 году в одном провинциальном ...