Разделы


Материалы » Свобода и насилие над личностью в творчестве Ф.М. Достоевского » Роман «Бесы»: свобода или диктатура.

Роман «Бесы»: свобода или диктатура.
Страница 2

Достоевский постарался как можно точнее и глубже передать поведение каждого участника сходки, впервые пошедшего на убийство. Только здесь происходит раскол пятерки на тупых безвольных исполнителей, с порабощенным сознанием (Толкаченко, Эркель, Липутин, Лямшин) и людей опомнившихся, понявших, что они убивают не только Шатова но и себя, свое право на свободную и самостоятельную жизнь. Но именно потому, что даже те, кто в эту минуту протестовал против убийства, думали больше о себе, а не о Шатове, он, в конце концов, и был убит. Клейстер, окончательно связавший членов «пятерки» друг с другом, был сварен. Отныне никто из членов не посмеет поступить по-своему. Петр Верховенский торжествует. Он призывает всех преисполниться «свободной гордостью», необходимой для исполнения «свободного долга», ибо уже нет сомнения, что «наши загнанные в угол исполнят «свободный долг» по первому требованию. Особенно поражает поведение Эркеля. Этот добрый, милый мальчик, дошел до такой степени подчинения Петру Степановичу, что уже не может чувствовать даже угрызений совести. Он добровольно принес свою свободу в жертву Петру Степановичу, тем самым став страшным орудием в его руках.

Вину за совершенное преступление берет на себя Кириллов, человек, живущий по своей собственной теории. Он считает, что человек может стать свободным, если отвергнет Бога. Бог, по его мнению, ставит человека в определенные рамки, ограничивающие его свободу. Чтобы быть свободным и ни от кого не зависеть, нужно вознести себя до уровня Бога. Чтобы им стать, нужно заявить своеволие. Однако Кириллов не чувствует разницы между свободой и своеволием. Свобода – это возможность самому выбирать свой путь. А своеволие – право совершать любые поступки, даже если они стоят за гранью человеческой морали. Своеволие – это право распоряжаться не только своими, но и чужими жизнями. Однако Кириллов более гуманен по отношению к окружающим. Он не считает себя единственным достойным стать Богом, он дает этот шанс каждому. Кириллов считает убийство другого человека самым низким пунктом своеволия. Он хочет убить себя, чтобы доказать всем, что человек сам вправе распоряжаться своею жизнью. Однако для человека, возводящего себя в ранг Бога, нет окончательной смерти.

Кириллов до последнего момента не знает о смерти Шатова, но, узнав о ней, он берет ответственность на себя. Он пишет письмо, в котором рассказывает о «своем» преступлении и кончает жизнь самоубийством. Он доказывает всем, что на данном этапе стоит выше других, так как первый дошел до того, что человек может стать Богом. Однако Кириллов считает, что он лишь первый, познавший истину. Но Кириллов умирает, так и не поняв до конца, что же несет его теория, добро или зло. Пожалуй, что если человек искренне поверит, что ему все дозволено, то мир впадет в хаос. Эти сильные и свободные «человекобоги» будут бороться друг с другом за право стать единственным Богом. Человеку во всем свойственно доходить до крайности. Вряд ли его удовлетворит возможность быть одним из многих Богов, ему обязательно захочется стать единственным. Кириллов умирает, так и не разрешив этого вопроса.

Петру Верховенскому так и не удается воплотить свой план. Лямшин сознается в преступление. Однако он делает это не из свободного благородного раскаяния. Он признается из страха.

Одной из самых серьезных неудач Петра Степановича можно считать неудачу с Николаем Ставрогиным. Николай Ставрогин – сильная личность. Он упорно искал свой путь в жизни, но так и не смог его найти. Он по своей воле бросался в различные крайности. Он предавался безудержному разврату и искал утешения в Боге. Однако Ставрогин не смог найти смысла жизни. «Безмерность желаний привела к отсутствию желаний, безграничность личности – к утере личности, неуравновешенность силы привела к слабости».[8] Результатом его исканий стало свободное решение уйти из жизни.

Верховенский, чувствуя природный ум и силу Ставрогина, видел в нем соратника. Но ему не нужен был свободный Ставрогин, он силился подчинить его волю своей. Он надеялся, что сможет ему навязать свою волю. Однако ему не удалось окончательно сломить сопротивление Ставрогина. В некотором смысле Ставрогин был соучастником Верховенского. Именно он подал Петру Степановичу многие идеи. Но очевидно, что его участие носило не политические цели. Но даже случайное сотрудничество не прошло для Николая Всеволодовича бесследно, оставив в его душе мрачный след. В романе показывается противостояние Ставрогина и Верховенского. Верховенский, провоцируя убийство Марьи Тимофеевны, надеялся, с помощью шантажа заставить Ставрогина подчинится ему. Но Ставрогин не принял роли соучастника. Сознав реальную опасность, угрожавшую Шатову, предупредил его о готовившемся убийстве. Несмотря на шантаж, он сохранил личную свободу.

Страницы: 1 2 3


Полезные статьи:

Изображение душевных волнений в романе и.С. Тургенева в контексте сопоставления с романом О де Бальзака «Утраченные иллюзии». Понятие волнений в романах
Анализ романа «Дворянское гнездо» «Утраченные иллюзии» О. де Бальзака есть идейно-смысловой план «Дворянского гнезда» И.С. Тургенева. Но иллюзии, вполне имеющие право на воплощение в реальность при определенных обстоятельствах. В романе ...

Диалогические связи трактовки образа города В. Маяковского и Ю. Шевчука в литературной традиции
Поэзия Ю. Шевчука имеет под собой традицию авангарда. Изучая рок-тексты можно проследить диалогические связи с творчеством ведущих деятелей этого направления, в частности, с футуризмом В.В. Маяковского. Это находит отражение в форме, худо ...

Классификация символов
В природе существует огромное количество подгрупп символов и поэтому данная модель может включать в себя неограниченное количество подгрупп. Основными же и незыблемыми являются три главные ее группы: этнические, культурные и специальные. ...