Разделы


Материалы » Новые жанры библиографических пособий » Рекомендательные библиографические пособия для молодежи

Рекомендательные библиографические пособия для молодежи
Страница 1

В начале XXI века возрождается интерес к рекомендательной библиографии, которая в 90-х годах XX века пережила упадок.

В сентябре 2002 г. в РГЮБ был создан специализированный отдел по проблемам чтения молодежи. Очевидно, что решение проблем чтения тесно связано с развитием рекомендательной библиографии. Рекомендательная библиография сегодня является важнейшим элементом информационной среды библиотеки.(26, с. 42-43)

Молодым людям, определяющимся в жизни, особенно необходима социально значимая информация для получения образования, выбора профессии, знания законов, психологического комфорта, проблем выживания, наконец, а скорее в первую очередь, для духовного и эстетического развития личности. В этом плане, функции рекомендательной библиографии в содержательном аспекте во многом остались прежними. Книге сейчас трудно конкурировать с индустрией развлечений, мультимедийной продукцией. На информационную культуру читателя существенное влияние оказывают СМИ, реклама и др. Поэтому перед рекомендательной библиографией для молодежи стоит задача особой важности: помимо информационной насыщенности пособий библиограф должен обращать внимание на занимательность в подаче материалов, красочность оформления, язык и стиль изданий, од ним словом, на все то, что сегодня называют словом «формат».

В 2005 г. в РГЮБ выпущены такие оригинальные библиографические пособия, как «Война; любовь: По страницам фронтовых воспоминаний, писем, стихотворений», два выпуска бесед о книгах «Билет на машину времени «„Скоро, скоро ваши двери я открою .": материалы для поэтических диалогов о творчестве Л. Губанова». В основе последнего – обстоятельная беседа о творчестве рано ушедшего талантливого поэта, выпустившего интереснейший сборник «Я сослан к Музе на галеры». Библиографические материалы сопровождаются небольшой антологией стихотворений поэта, что позволяет читателям сопоставить мнение библиографа с личными впечатлениями от произведений автора.

При составлении библиографических пособий для юношества пользуются популярностью дайджесты

В современных источниках термин "дайджест" определяют по-разному: 1 «периодическое издание, печатающее (обычно в сокращении) материалы из других изданий; краткое изложение художественного произведения»; «краткое, сжатое изложение каких-либо сведений, сообщений и т.п. 2; «фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, конспекты, реже рефераты), подобранные по определенной теме, не обеспеченной обобщающими публикациями, и находящиеся в сфере интересов реальных или потенциальных читателей»(25)

Составителями дайджестов обычно выступают библиографы и преподаватели данной дисциплины. Их авторство проявляется:

· в панорамном «видении» проблемы, которая на начальном этапе может быть очерчена неточно;

· в поиске информации;

· в экстрагировании, извлечении нужных фрагментов текста;

· в группировке материала, а по сути – в «выращивании» нового текста «под задачу»: под решение, принимаемое руководителем; под учебное задание, предлагаемое студентам; под потребности педагога, включающего в учебный курс новый материал и т. д. (40 с 445)

Методика составления дайджестов аналогична приемам подготовки проблемно-тематических указателей. Здесь также важно на первом этапе составить рубрикатор, выступающий и как поисковое предписание, и как будущее оглавление, и как план-макет, используемый при анализе текстов и извлечении из них нужных фрагментов.

Отличие дайджестов от проблемно-тематических указателей состоит в том, что единицей группировки при составлении указателей являются документы, а при составлении дайджеста – фрагменты текстов (иногда очень небольшие по объему). Для дайджестов характерны:

· узость тематики;

· различие аспектов рассмотрения проблемы;

· различие в терминологии, используемой специалистами разных отраслей;

· возможная противоречивость сведений, несовпадение точек зрения разных авторов.

Все это предъявляет особые требования к группировке материала и форме его подачи, которая должна быть обозримой, облегчающей восприятие информации и акцентирующей внимание на несовпадающих концепциях, выводах или результатах.

Каждый фрагмент, извлеченный из текста, должен сопровождаться ссылкой на описание документа в целом. (40, с. 446)

Заведующая сектором деловой информации Областной юношеской библиотеки имени И. П. Уткина (г. Иркутск) рассказывает о выпусках рекомендательной библиографии в помощь профессиональному самообразованию подростков.

Молодежь – это та возрастная категория, которая особенно остро нуждается в помощи общественных институтов, в психологической и информационной поддержке, особенно когда молодой человек переживает главные этапы своей жизни: выбор профессии и учебного заведения, первое трудоустройство, адаптацию на новой работе, создание личной карьеры.

Страницы: 1 2 3 4


Полезные статьи:

Эстетические идеи О. Уайльда. Сборник «Замыслы»
Дальнейшее развитие теория эстетизма О.Уайльда находит в его сборнике «Замыслы», в который входят такие известные трактаты как: «Упадок искусства лжи», «Карандаш, перо, отрава» «Критик как художник». В этом сборнике Уайльд провозглашал в ...

Теория «кристаллизации» Стендаля.
Теория кристаллизации возникает у Стендаля в трактате «О Любви» (1822). В этой книге разговор о самом хрупком и трудноуловимом их человеческих чувств. Предельно четкий анализ душевных переживаний. Он говорит здесь о рождении психологическ ...

Первые шаги в поэзии молодого поэта.
Еще раньше, по воспоминаниям современников, Хлебников “увлекался поэтами символистами”, читал “книги Бодлера, Верлена, Гюиманса, Верхарна, Метерлинка, произведения новой французской поэзии”. Необычный и странный юноша привлекает внимание ...