Разделы


Материалы » Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого
Страница 3

Погружаясь в историю, Толстой все более приближался к современности. Он искал в историческом прошлом России момент, аналогичный тому, что переживала страна после 1861 г. Отечественная война 1812 г. вызвала небывалое единение всего народа, которое было так необходимо в пореформенную эпоху — эпоху ломки жизненных устоев. Художественным исследованием этого единения и путей его достижения и занят Толстой в "Войне и мире". История становилась инструментом, с помощью которого исследовалась современность. Работа над романом продолжалась шесть лет, и в процессе ее временные рамки произведения ограничились 1812—1824 гг.

Напечатанная по частям в "Русском вестнике" книга имела огромный успех. Сразу стало очевидно, что произведение не укладывается в привычные формы жанра. Традиционный роман с его сюжетной линией, основывающейся на судьбе героя, не мог вместить в себя жизнь всей страны, к чему стремился Толстой. Необходимо было преодолеть главное разграничение, казавшееся вечным и незыблемым, — разграничение частной и исторической жизни. Толстой показывает, что жизнь людей едина и протекает по общим законам в любой сфере, будь то сфера семейная или государственная, частная или историческая. Повседневная жизнь людей опутана целой сетью условностей, которые подчиняют себе человека, вынуждая его руководствоваться в своих поступках не принципами или чувствами, а общепринятыми нормами; человек зависим от этих условностей, которые заслоняют и даже подменяют собой абсолютные и подлинные ценности жизни. Самой главной ценностью, с точки зрения Толстого, является общечеловеческая связь, подтачиваемая в современном мире враждой между людьми.

Столь же необычной, как и жанр произведения, была композиция. Отсутствие единой сюжетной линии вынуждало Толстого искать новые приемы скрепления колоссального здания эпопеи в единое целое. Он изменил роль эпизода. В традиционном романе эпизод представлял собой одно из звеньев в цепи событий, объединенных причинно-следственными связями; будучи итогом предшествующих событий, он одновременно становился предпосылкой последующих. Сохраняя эту роль эпизода в автономных сюжетных линиях своего романа, Толстой наделял его новым свойством. Эпизоды в "Войне и мире" скреплялись не только сюжетной, причинно-следственной связью, но и вступали в особую связь, которую сам Толстой, говоря о романе "Анна Каренина", назвал связью "сцеплений". Именно из бесконечных сцеплений состоит художественная ткань "Войны и мира". Она скрепляет воедино эпизоды не только из разных частей, но даже из разных томов, эпизоды, в которых принимают участие совершенно разные действующие лица (например, эпизод из первого тома, в котором рассказывается о встрече генерала Мака в штабе армии Кутузова, и эпизод из третьего тома — о встрече парламентера Александра I генерала Балашова с маршалом Мюратом). И таких эпизодов, объединенных не сюжетной, а иной связью, связью "сцеплений", в "Войне и мире" громадное количество, что обеспечивает произведению с несколькими сотнями действующих лиц и многими, совершенно автономными сюжетными линиями художественное единство и целостность.

Кроме того, Толстой помимо обычных персонажей, представляющих собой полноценные реалистические характеры, создал образы двух персонажей, которые, также будучи реалистическими характерами, несут на себе особую нагрузку, становясь почти символическими образами. Это образы Кутузова и Наполеона, олицетворяющие два противоположных начала жизни — начало объединяющее и начало разъединяющее. И к этим образам в той или иной степени тяготеют практически все персонажи "Войны и мира", разделенные тем самым на людей "войны" и людей "мира". Таким образом, "Война" и "мир" у Толстого — это два универсальных состояния человеческого бытия, жизни общества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Полезные статьи:

Тема семьи и любви в мужских романах и анекдотах
Семья, любовь. Что значат эти слова и как они раскрываются в современной массовой литературе? Семья – это социальная группа, обладающая исторически определенной организацией. члены которой связаны брачными отношениями, общностью быта, вза ...

Изображение душевных волнений в романе и.С. Тургенева в контексте сопоставления с романом О де Бальзака «Утраченные иллюзии». Понятие волнений в романах
Анализ романа «Дворянское гнездо» «Утраченные иллюзии» О. де Бальзака есть идейно-смысловой план «Дворянского гнезда» И.С. Тургенева. Но иллюзии, вполне имеющие право на воплощение в реальность при определенных обстоятельствах. В романе ...

Любовь и ее загадка
Любовь есть самое необъяснимое чувство человека. Ей посвящено множество томов поэзии и прозы, но она так до конца и не понята. Поэзия тысячи лет без устали твердит: истинной любви более, чем нам дано понять; любовь — это родство между на ...