После ссылки
По приезду в Москву Пушкин имел личный разговор с императором. Он признался в том, что среди декабристов было много его друзей, и заявил, что, если бы в день их выступления был в Санкт-Петербурге, он также вышел бы на Сенатскую площадь. Тогда Николай I объявил поэту свою милость и сказал, что волен жить, где хочет, и никакая цензура, кроме его, личной императорской цензуры, будет над ним не властна.
Обласканный властью, тепло встреченный публикой, Пушкин, тем не менее, томился странным беспокойством, судьба ссыльных товарищей беспокоила поэта. Он не раз напоминал о них Николаю I. Между тем слова императора о том, что Пушкин отныне будет только под его личной цензурой, начали сбываться самым неожиданным и неприятным для поэта образом. Осенью 1826 г. его отчитал за публичное чтение «Бориса Годунова» А.Х. Бенкендорф, шеф корпуса жандармов и начальник III отдела канцелярии его императорского величества. Он заявил Пушкину, что тот не имеет права ни публиковать, ни даже публично читать свои произведения, которые ещё не прошли императорской цензуры. Бенкендорф сказал, что Пушкин должен передавать все свои новые произведения ему, чтобы он представлял их императору. Теперь творения Пушкина проходили цензуру в ведомстве Бенкендорфа, минуя обычных цензоров. Иногда это даже выручало поэта - Бенкендорф мог себе позволить пропустить в печать то, что обычный цензор запретил бы.
Пушкин переезжал с места на место, везде задерживаясь лишь ненадолго. Жил то в Санкт-Петербурге, то в Михайловском, то в Москве. Здесь, в Москве, в 1827 г. он вместе с молодыми людьми из философского кружка «любомудров» начал издавать литературный журнал «Московский вестник». Пушкин напечатал в журнале отрывки из «Евгения Онегина», сцены из трагедии «Борис Годунов», стихотворения «Пророк», «Поэт», «Стансы», «Чернь». Журнал, впрочем, из-за установки на элитарность, которой придерживались «любомудры», не имел коммерческого успеха.
Во второй половине 1820-х гг. были созданы многие шедевры пушкинской лирики: «Поэт», «Поэт и толпа», «Воспоминание», «Дар напрасный, дар случайный», «Предчувствие», «Брожу ли вдоль улиц шумных» (все 1828), «Поэту» (1830).
В 1829 г. Пушкин снова приехал на Кавказ. Он побывал в действующей армии, где встретился со многими ссыльными декабристами. На Кавказе, на одном из горных перевалов, ему встретился гроб с телом Грибоедова, убитого в Персии. Встреча эта поразила Пушкина.
Полезные статьи:
Внетекстовое пространство (эпиграф). Художественные функции эпиграфа в
произведениях А.С. Пушкина.
Особенностью пространственно-временной организации пушкинских произведений является присутствие почти во всех из них внетекстового пространства-эпиграфа. Уже в эпиграфах, которые поэт предпосылает своим произведениям, он создает своеобраз ...
Возвращение
.Мой город родной, как он примет меня?
Опередили меня бомбовозы. Смерть несущие тучи
Возвещают мое возвращение. Пожары
Перед вернувшимся сыном идут.
В Швейцарии 15 февраля состоялась постановка "Антигоны" в городе Кур. Режи ...
Жанровые особенности творчества Агаты Кристи
Агата Кристи – одна из ярчайших представителей классического английского детектива. Для ее романов характерны те же особенности, что и для чистого детективного жанра: простая формула сюжета, замкнутость действия, ограниченный круг подозр ...