Разделы


Материалы » Проблематика творчества Оскара Уайльда » Проблема соотношения искусства и действительности

Проблема соотношения искусства и действительности
Страница 1

Следующей в нашей работе мы выделим проблему соотношения искусства и действительности. Эта проблема занимает особое, ведущее место и в произведении и во всем творчестве Оскара Уайльда.

Тесную связь с искусством мы можем увидеть уже в имени главного героя: «Дориан» (с англ. «дорический») – искусствоведческий термин, что обозначает древнейшие памятники классической античности.

Тема соотношения искусства и действительности проходит через весь роман. Она реализуется во многих аспектах, основные из которых соотношение формы и содержания (здесь мы можем привести пример самого Дориана Грея – его внешности и внутреннего мира); вечность и мгновение прекрасного, искусства, отношение творца и его творения, этическое отношение к искусству, прекрасному.

Интересно изображена в произведении проблема отношения творца и его творения. По выражению художника Бэзила Холлуорда, «в истории человечества есть только два важных момента. Первый – это появление в искусстве новых способов изображения, другой – появление в нем нового образа» (2, 12).

Бэзил Холлуорд создал портрет своего друга Дориана Грея, совершенное произведение искусства. И с этого момента портрет и натурщик становятся неделимы (вот, мы видим тесное переплетение искусства и действительности). Сначала Дориан Грей не видит своей красоты, потом появляется лорд Генри. В его словах – гимн красоте, предостережение, что она пройдет. «Вам дана чудесная красота молодости, а молодость – единственное богатство, которое стоит беречь» (2, 23), «Пройдет молодость, а с нею и красота – и вот вам вдруг станет ясно, что время побед прошло» (2, 23).

Когда Дориан смотрит на портрет, в нем просыпается зависть, ведь это красота бессмертна. «Если бы я мог быть вечно молодым, а старел портрет!» (2, 27). Мысль Дориана материализуется. И проходит деление на форму и содержание, что и приведет к гибели Дориана, его падению. Портрет и натурщик (искусство и действительность) меняются местами. Портрет стает содержанием, внутренним, а Дориан – всего лишь совершенной формой, оболочкой.

Интересно проследить соотношение формы и содержания среди остальных героев произведения, об этом мы поговорим далее. Так, для лорда Генри его душей, сущностью становится Дориан Грей, а он сам остается внешней «благопристойной» оболочкой. Для Дориана Грея его настоящее «я» вмещено в портрете, а он сам – лишь очеловеченное изображение. С другой стороны, для Бэзила Холлуорда портрет становится и формой, и содержанием, потому что в нем его заветная мечта, идеал, абсолют красоты. В Сибилле Вэйн Дориана Грей любит только внешнее (созданные ею образы разных героинь) [20, 16]: «В ней живут все великие героини мира! – восхищается Дориан, – она более чем одно существо» (2, 45). Но так о Сибилле Дориан говорит в начале их отношений, вовлеченный в мир искусства и ролей, созданных Сибиллой, называя ее «Святыней» (2, 45). Но вскоре он заговорит со всеми иначе: «Хотел бы я думать, что она больна, – возразил Дориан. – Но вижу, что она просто холодна и бездушна. Она совершенно изменилась. Вчера еще она была великой артисткой. А сегодня – только самая заурядная средняя актриса (2, 68) – в порыве отчаянья говорит он своим друзьям и этот момент стает переломным в судьбе Дориана. Форму он предпочел содержанию, и этим по сути убил Сибиллу и уничтожил часть своей души, положив начало чудовищным превращениям портрета.

Ирина Кузьминчук в статье «Парадоксы Оскара Уайльда» условно делит героев романа на два лагеря: люди, что создают искусство (художники) – Сибилла, Холлуорд; и люди, что воспринимают, размышляют об искусстве (критики) – Дориан и Лорд Генри [20, 16].

Художник по размышлению автора – это тот, кто создает прекрасное. Критик – тот, кто способен в новой форме или при помощи других способов передать впечатления от прекрасного. Возможно по этому «художники» дружбу, любовь ценят выше за искусство, а «критики» не способны заглянуть за оболочку, отбрасывают настоящее чувства, удовлетворяясь увиденным, – театральным, эстетичным. «На сцене все гораздо реалистичнее, чем жизни» – говорит лорд Генри.

Высшая, как и низшая форма критики, считал автор, – один из видов автобиографии. Изображая биографию Дориана, писатель поднимает вопросы, ответы на которые мы ищем каждый раз, когда открываем роман.

Страницы: 1 2


Полезные статьи: