Разделы


Материалы » Проблема нравственного идеала в творчестве Диккенса

Проблема нравственного идеала в творчестве Диккенса

Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года. Ровно через тридцать лет,7 февраля 1842 года, самый популярный и в Англии, и в Америке писатель благодарит читающую публику Нового Света за радушный прием. О многом тогда говорил он в благодарственной речи, однако ни словом не обмолвился о своем детстве...

Когда Чарльзу исполнилось одиннадцать лет, ему пришлось оставить школу и пойти в "ученичество" на фабрику ваксы - наклеивать этикетки на баночки.

То было очень трудное время. Отца посадили в тюрьму за долги, и самолюбие Чарльза жестоко страдало. Тяжело было сносить постоянный голод. Но хуже всего было ощущение безысходности. Бедность угрожала невежеством, крушением надежда Чарльз мечтал стать образованным джентльменом и, возможно, поступить в Кембриджский университет. Но разве доступен Кембридж подростку с фабрики ваксы? Неожиданно отец, Джон Диккенс, получил небольшое наследство, уплатил долги, и Чарльза снова отдали в школу. Директор ее был груб, учителя не блистали знаниями, но здесь никакие насущные заботы не давили душу, разве только бремя невыученных уроков, чего с Чарльзом при его ненасытной любознательности, просто не могло быть.

Окончив школу, честолюбивый и способный, он удачно выбрал профессию - в совершенстве изучил стенографию и, став в бурные 1832 - 1836 годы парламентским репортером, присутствовал на всех политических битвах, когда в Англии проходила избирательная реформа и был принят "Закон о призрении бедных"(1834)

Репортерская работа расковала писательский талант Диккенса. В феврале 1836 он выпускает книгу "Очерки Боза", избрав псевдонимом ласковое прозвище, данное им младшему брату. "Очерки" сразу стали популярны. Читатель узнавал себя и своих знакомых в пестрой толпе лондонских прохожих, узнавал Лондон - любимый, прекрасный - и страшный город.

Диккенс пишет в основном о беднейших кварталах Ист - сайда, о простых людях, их повседневных заботах и радостях. Он тонко подмечает одну из закономерностей жизни большого капиталистического города - одиночество человека в многолюдной толпе. Правда, в ряде очерков Диккенс изобразил ограниченных и самодовольных буржуа, чей эгоизм прочно изолировал их от окружающих ("Мистер Минс и его двоюродный брат", "Крестины в Блумсбери"). Но чаще он пишет об одиночестве совсем иного характера. "Удивительно, с каким равнодушием относятся в Лондоне к жизни и смерти людей. Человек не вызывает ни в ком ни сочувствия, ни вражды, ни даже холодного любопытства; никто, за исключением его самого, им не интересуется. Когда он умирает, нельзя даже сказать, что его забыли, - ведь никто не вспоминал о нем при жизни. В нашей великой столице существует многочисленный разряд людей, у которых, по - видимому, нет ни одного друга и до которых, очевидно, никому нет дела" (Мысли о людях").

В своем гениальном первом романе по мере продвижения от главы к главе Диккенс обретает своих положительных героев ("пиквикисты"). Положительными героями станут те люди, которых он силою своего воображения, своего юмора и своей сентиментальности выведет за обычные рамки буржуазного общества.

В "Очерках Боза" впервые появилась и тема детства, которой Диккенс не изменит до конца дней - детства голодного, холодного, бесприютного. В своей первой книге автор еще далек от больших обобщений и выводов социального характера, но в ней заключены многие темы и образы последующих романов.

"Посмертные записки Пиквикского клуба" печатались отдельными выпусками, выходившими ежемесячно, начиная с 31 марта 1836 года и кончая октябрем 1837 года. По мере поступления новых выпусков отдельные приключения складывались в книгу, и, в конце концов, книга оказалась романом.

Два первых выпуска "Записок", состоящие из пяти глав, представляют собой ряд эпизодов, не объединенных единством сюжетного замысла. В первой главе речь идет о заседании клуба, на котором Сэмюел Пиквик произносит свою программную речь. Всеобщий восторг и одобрение вызывает сделанное Пиквиком сообщение на тему "Размышления об истоках Хэмстедских прудов с присовокуплением некоторых наблюдений по вопросу о Теории Колюшки"; энтузиазм присутствующих вызывают и намечаемые перспективы дальнейших изысканий Сэмюела Пиквика, намеренного расширить сферу своих наблюдений и, не ограничиваясь изучением населяющих Хэмстедские пруды рыбок колюшек, заняться исследованием "людей и нравов". Во второй главе описан первый день путешествия, во время которого "наблюдатели человеческой природы" вступают в беседу, а затем в драку с кучером, знакомятся с бродячим актером Джинглем и попадают на благотворительный бал. В третьем и четвертом выпусках повествуется о любовных похождениях Тапмена, о спортивных приключениях Уинкля - крикетиста и охотника, о пребывании пиквикистов в поместье мистере Уордля Дингли - Делле, о погоне за Джинглем,похитившим сестру Уордля, на которой он вознамерился жениться из - за денег.

В "Записках" автора волнует вопрос: Каким должен быть нравственный идеал человека?

Образами веселых, жизнерадостных "пиквикистов", добрых и благожелательных людей Диккенс отвечает на этот вопрос. Изображая Пиквика и его друзей как людей, воплощающих подлинно человеческие черты, людей, не отравленных буржуазным эгоизмом, Диккенс явно отталкивается от того представления об идеале человека, которое было запечатлено в английском романе еще в первой половине 18 века и оказалось чрезвычайно распространенным в романе 18 века, - от идеала трезвого, рассудочного буржуа, в котором есть "здравый смысл", деловая честность.

"Записки Пиквикского клуба" представляют собой развитие и обогащение той линии, которая еще совсем приглушенно, слабо выявлялась в "Очерках". Это романтическая мечта о небуржуазных условиях существования людей, это утопия веселья и радости, доброты и самопожертвования. Впервые Диккенс делает попытки широко и многосторонне воплотить свое представление об идеале, дать образ положительного героя в действии, выразить свое кредо.

Такого положительного героя Диккенс находит прежде всего в мистере Пиквике. Смешной и чудаковатый мистер Пиквик вырастает на глазах читателя: в нем угадывается благородство человека, не мирящегося с какой бы то ни было несправедливостью. Внешний комизм лишь оттеняет благородное в Пиквике. Не без основания неоднократно сопоставляли его с героем бессмертного романа Сервантеса - с Дон - Кихотом. Подобно "рыцарю печального образа", он и смешон, и трогателен в своей непрактичности, в своем стремлении всегда и во всем поступать, как подсказывает ему совесть и требует справедливость. Подчас конфликт Пиквика с действительностью приобретает характер почти столь же трагического разлада, как и у испанского идальго. Этот конфликт неизменно характеризует Пиквика как честного, справедливого человека, благожелательного ко всем. Романист не только лишает своего героя эгоизма и стяжательства, столь характерных для буржуа, и не только прославляет в нем бескорыстие, доброжелательность, честность. Доброта и бескорыстие мистера Пиквика поистине безмерны. Они далеко переходят границы разумной доброты достопорядочного буржуа.

Уже с первых глав романа вырисовывается утопический идеал писателя. Диккенс не стремился представить какой - либо проект иного общественного устройства, его задача была более скромной: он намерен был показать идеал человеческих взаимоотношений, которые никак не соответствуют моральным нормам современного ему буржуазного общества. Демократический характер идеала Диккенса особенно выразительно подчеркивается образами Сэма Уэллера и его отца.

Cэм - это друг и товарищ Пиквика, глубоко преданный ему не только как слуга, но и человек, испытывающий глубокое уважение к неподкупности, честности, справедливости своего старшего друга и наставника. В образе Сэма писатель показал многие лучшие черты человека из народа: сметливость, находчивость, душевную отзывчивость, бескорыстие, независимость духа, неиссякаемую веселость.

Дух веселья, комизма, проникающий положительные образы Диккенса, его пиквикистский идеал свидетельствует не только о светлом оптимистическом характере романа. Он имеет еще одну существенную функцию. Воплощая в своих любимых героях и в их жизненном кодексе идеал человеческих отношений, Диккенс - художгик боится впасть в дидактику, создать безжизненные, лишенные человеческой привлекательности образы. Комические черточки в образах Пиквика, обоих Уэллеров, Уордла и других положительных героев позволяют романтисту избежать идеализации, дают возможность очеловечить образы. Жизненно - комические черточки в образах "пиквикистов " снимают налет идеализированности, приземляют, делают их живыми людьми, характерами национальными, а не абстрактными добродетелями. Комическое позволяет писателю достичь известной гармонии реального и идеального, мечты об идеале и жизненной достоверности.

В "Записках Пиквикского клуба" Диккенс впервые дает развернутое представление о своем идеале. Утопическая мечта о человеческом счастье, о небуржуазных условиях существования людей пройдет через все творчество Диккенса вплоть до его последнего оставшего незаконченным романа. У зрелого писателя идеал его обогатится новыми чертами, на первый план выдвинется человек труда.

Но тон безудержной веселости будет постепенно ослабевать в романе Диккенса. Оптимистическая вера в лучшее предназначение простого человека, убеждение, что существующий античеловеческий уклад жизни(то есть капитализм)обречен рано или поздно на гибель, были непоколебимыми убеждениями писателя. Постепенная утрата ряда иллюзий, в частности веры в сравнительно легкое переубеждение, "перевоспитание" буржуа, наложит отпечаток на тон его более поздних романов.

Роман "Оливер Твист" открывает собой ряд социальных романов Диккенса, в центре каждого из которых стоит образ простого человека, чьи жизни и невзгоды отображают типическую участь людей из народа. Здесь уже в полной мере сказалось глубоко критическое отношение автора к буржуазной действительности.

Жизненный путь Оливера - это серия страшных картин голода, нужды и побоев. Сначала жизнь в работном доме, затем в "учении" у гробовщика, наконец бегство в Лондон, где Оливер попадает в воровской притон. Здесь - новая галерея типов: демонический содержатель воровского притона Феджин, грабитель Сайкс, по - своему трагическая фигура, и, наконец, проститутка Нэнси, в которой доброе начало все время спорит со злом и ,в итоге, одерживает победу.

Уже первые страницы вводят в эмоциональную атмосферу романа: в книге чувствуется едва сдерживаемый гнев писателя, выливающийся в ироническое славословие "разумной" заботе о бедняках. Вместе с тем писатель не только не скрывает своей горечи, своей душевной скорби, когда ему приходится изображать страдания детей, но он стремится передать свое чувство читателю, воззвать к его сердцу, растрогать его. Новорожденный Оливер оказывается как вещь занумерованным и приобщенным к множеству таких же, как и он. Перед глазами читателя встают изнуренные, чахлые, вечно голодные дети, лишенные всех радостей своего возраста, очень многие из которых умирают в самом юном возрасте. Ими может помыкать любой тиран, облеченный властью: и приходский надзиратель Бамбл, и миссис Мэн, жестокая и лицемерная особа, которой поручен присмотр за детьми, и члены Совета попечителей.

Всякая попытка "протеста" жестоко наказывается этими людьми. Так, "строптивого" Оливера, которого все они считают кандидатом в висельники, за то, что он осмелился попросить добавки жидкой кашицы, они подвергают одиночному заключению и нещадной порке, а после этого пытаются сбыть с рук сначала трубочисту, а потом гробовщику, хотя им хорошо известно, например, что трубочист берет Оливера из - за денежной премии и что на совести этого человека несколько забитых до смерти мальчиков.

Сюжетно вторая часть романа - это злоключения юного героя, бежавшего от своего хозяина в Лондон и попавшего в лапы шайки воров. И скупщик краденного Феджин, и бесчеловечный, жестокий грабитель Сайкс, и зловещий "джентльмен" Монкс (личная заинтересованность которого в судьбе Оливера раскрывается позднее)безуспешно пытаются заставить мальчика воровать. Оливер отказывается быть орудием в руках закоренелых негодяев. Счастливое стечение обстоятельств позволяет Оливеру избавится от "опеки" грабителей: он находит приют у старого добряка Браунлоу, а затем - после того как ворам удается на время вновь захватить Оливера - у Розы Мэйли, дом которой решено было ограбить, а мальчика использовать для проникновения в запертый дом, и, наконец, у того же Браунлоу, который становится его приемным отцом.

Но роман "Оливер Твист" не только говорил правду о бедственном положении народа, он обличал дурное общественное устройство. Те, кто наверху, должны позаботиться о бедняках так, как мистер Браунлоу заботится о бедняге Оливере, утверждал Диккенс. Однако люди, наделенные властью, на это не способны, свидетельствует его правдивый талант. Не могут переродится такие черствые эгоисты и корыстолюбцы, как попечитель работного дома, "джентльмен в белом жилете", или приходский надзиратель Бамбл. Поэтому "на помощь" Диккенсу - реалисту приходит Диккенс - сказочник. Ведь сказочным является сам герой романа. Перед ним бессильны зло, преступление и бесчестие. Чарльз Диккенс, которому хорошо известно, как бедность, страх и постоянное унижение уродует человека, сознательно делает своего маленького Оливера воплощением прирожденной высокой нравственности и чистоты, которые не возможно запятнать, и Добро торжествует в романе "Оливер Твист" совсем как в сказке: злодеи терпят поражение, а честный, милый Оливер обретает благополучие и счастье. Романтической вере в прирожденное, естественное благородство человека Диккенс позволил одержать верх над реалистической логикой обстоятельств, которые должны были развратить и погубить главного героя.

В ряде случаев писателю удается реалистически показать и калечащее воздействие тяжелой жизненной участи на человека и вместе с тем, как тяготятся эти люди тем образом жизни, который они вынуждены вести. Образ проститутки Нэнси подтверждает это.

Противоположность Нэнси - образ Роз. Она олицетворение очаровательной женственности, обаяния и преданности. Но Роз скорее силуэт изящный и прекрасный. Сердце читателя тяготеет больше к Нэнси, с ее вспыльчивым, неровным характером, вечно растрепанными волосами и грязными чулками. Она - живая, настоящая. Это понимал и сам Диккенс. Образ "ангелоподобных" героев слишком скучен, бесцветен. Положительный образ приобретает убедительность, когда писатель лишает его налета идеальности, придает ему человеческие слабости.

Критики часто упрекают Диккенса в одноплановости образов, в утрировке черт героев, в карикатурности отрицательных персонажей. Действительно, рисунок образа раннего Диккенса не отличается сложностью, диалектичностью. Метафизический подход к образу, стремление резко отделить "добро" от "зла" приводит подчас романиста к созданию сверх добродетельных героинь и демонических злодеев. Однако именно в "утрированных" образах, в которых сильно сгущены краски, в романтически приподнятой или сатирически подчеркнутой форме передана сущность изображаемых им явлений.

Социальный роман "Оливер Твист" получил высокую оценку В.Г. Белинского, что это "одно из лучших произведений" выдающегося английского романиста.

Еще не завершив "Оливера Твиста",Диккенс уже приступил к работе над романом "Жизнь и приключения Николаса Никльби",это произведение стало важным этапом в творчестве писателя: впервые было создано многоплановое произведение с четкой сюжетной линией, в основу которого положена история жизни и приключений главного героя - молодого человека, чей характер показан под влиянием переживаемых невзгод и испытаний.

В предисловии романист писал, что его главная цель состоит в том, чтобы "привлечь внимание общества к системе воспитания".Речь о воспитании ведется в двух планах: говорится о состоянии школьного образования - и с этим связаны главы, посвященные"учебному заведению" Сквирса, и о школе жизни, которую проходит Николас Никльби.

Лицом к лицу поставлены в романе Николас - бедный, неопытный, но гордый юноша, и Ральф, воплощающий жестокость и бесчеловечность буржуазного мира. Молодой Никльби честен и благороден. Ральф Никльби подл и низок. История борьбы Николаса с Ральфом определяет развитие действия в романе и взаимоотношения персонажей. Борьба Ральфа и Николаса - это противоборство двух начал - добра и зла, которые находятся в постоянном противодействии. На всех этапах своего творчества Диккенс обращается к этой теме, хотя в ранних произведениях решает ее в сказочном плане: добро торжествует, зло наказано. Для того, чтобы положительные герои автора все же вышли победителями в неравной схватке со злыми силами буржуазного общества, писатель прибегает к антиреалистическому методу, достаточно традиционному в буржуазной литературе: он создает образы особых "добрых капиталистов", которые становятся причиной благополучия его положительных героев, хотя вся логика романа протестует против таких вымышленных и неправдоподобных фигур. Капиталисты братья Чирибль берут Николаса себе в компаньоны, и таким образом его судьба и судьба его семьи оказывается устроенной.

Николас Никльби - активная натура, не склонная мириться с окружающей несправедливостью и в меру своих сил борющаяся против нее. Характер Николаса дан заранее, он не изменяется и не развивается как и характер Оливера Твиста. Таков образ идеального героя в ранних произведениях Диккенса.

В 40-е гг. создан один из лучших романов Диккенса - "Домби и сын". Работа над ним была начата в Англии летом 1846г.,продолжена в Швейцарии и Франции и завершена в апреле 1848г.Роман создавался в период наивысшего подъема чартизма в Англии и в разгар революционных событий в других европейских странах.

Идейно - художественным центром романа является образ мистера Домби - крупного английского коммерсанта, возглавляющего фирму "Домби и сын" и ведущего торговые дела. Денежные интересы Домби оказывают влияние на судьбы остальных героев романа, и прежде всего на тех, кто связан с ним родственными узами. "Домби и сын" - таково название фирмы, но делец Домби показан главным образом в сфере семейных отношений; Через них раскрывается характер отношений людей в буржуазном обществе. В этом семействе все подчинено суровым и бесчеловечным законам. В своих близких Домби видит лишь послушных исполнителей своей воли и безропотных служителей интересам его процветающей фирмы. Домби смотрит на людей только с точки зрения их пользы для его дела. И потому он просто не замечает свою дочь Флоренс. В его глазах она - лишь "фальшивая монета, которую нельзя вложить в дело". Отношения между людьми он воспринимает как торговые сделки. Покупает себе жену - красавицу Эдит. Эдит - аристократка из обедневшей семьи. Такая жена будет великолепным и полезным украшением дома, а это полезно и для фирмы. Вступая в брак, он ни на минуту не сомневается в благородстве своего поступка, уверен, что за деньги можно купить покорность и преданность. Однако власть денег оказывается далеко не всесильной при столкновении с гордой и сильной Эдит. Она уходит из дома, и уверенность Домби в несокрушимости его могущества поколеблена.

Домби - эгоист. Он нелюдим. У него нет друзей. Единственное существо на свете, к которому он питает подобие любви, это его сын и наследник фирмы - Поль. Но любовь собственника оказывается опаснее ненависти. Стремясь как можно скорее приобщить мальчика к делам фирмы, он губит ребенка непосильной нагрузкой: маленький Поль попадает сначала к "респектабельной" миссис Пипчин, которая мучит вверенных ей детей, а потом - в руки более утонченных мучителей - мистера Блимбера и его дочери, обременяющих головы учеников классической премудростью и лишающих детей даже небольших, незатейливых радостей. Гибель сына, бегство жены, разорение, вследствие мошенничества Каркера - так судьба наносит неумолимые удары собственнику и его эгоистической философии.

Образ Домби лишен налета мистифицированности, которая чувствовалась в фигурах капиталистов, выведенных в ранних романах Диккенса. Он не вызывает, как, например, Ральф Никльби, ассоциации с человеком, продавшим душу дъяволу. Он не злодей в прямом смысле слова. Он не обманывает, не лицемерит; ему свойственна своеобразная профессиональная честность: обанкротившись, он считает своим долгом расплатиться с кредиторами. Он - жертва, как сознает и показывает Диккенс, уродливых социальных условий жизни, жертва страсти к наживе, жертва гордости, свойственной владельцу торговой фирмы.

Нельзя не заметить, что в романе автор отказывается от чрезмерной прямолинейности в изображении героев. Характерам Домби, Какркера, Эдит присуща психологическая сложность. В прежних произведениях этого не было. Образы Ральфа Никльби, Феджина одноплановы. Характер Домби более сложен. Он жесток, бездушен и холоден, но его чувство к Полю велико и переживания, связанные со смертью мальчика, мучительны. Автор нашел возможным в конце романа "простить" Домби, показав его сложную и многотрудную эволюцию в сторону человечности. История старого Домби задумана в плане рождественских сказок об исправившихся "злодеях - капиталистах", однако перенесена в реальный план. Эволюция старика Домби в своих общих чертах напоминает эволюцию скряги Скруджа. Однако эта рождественская сказка, превращенная в роман, более тесно связана с реальными законами жизни. Здесь Диккенс уже вплотную подходит к созданию "эпоса буржуазного общества". Но старик Домби, прежде чем исправиться, несколько раз и очень больно наказан реальной жизнью. Таким образом, на службе у этой "рождественской сказки" стоит вся реальная действительность. Благодаря своему перерождению Домби становится своеобразным героем "романа воспитания".

Людям, жизнь которых основана на фальшивых ценностях, на почитании богатства, родовитости, резко противопоставлены в романе люди из народа. Образами семейства машиниста Тудла, капитана Каттла, служанки Сьюзен Ниппер и других Диккенс убеждает читателя, что жизнь, хоть и далекая от материального достатка, но здоровая и честная, - подлинный идеал человеческого существования. Простые люди, как обычно у Диккенса, неказисты на первый взгляд, смешны, чудаковаты. Они застенчивы, нередко непрактичны, не обладают хваткой домби, каркеров и бегстоков. Но свой нравственный идеал писатель связывает именно с ними.

Реализм Диккенса зреет, крепчает в произведениях более поздних. К ним относятся "Холодный дом", "Крошка Доррит", "Дэвид Копперфилд". "Дэвид Копперфилд" был любимым детищем писателя. Он отличается от других романов тем, что здесь автор появляется перед нами сам, своею собственной персоной. Этот роман играет роль первостепенного автобиографического документа.

История детства Дэвида обрисована в идиллических тонах. Но в эту идиллию постепенно вторгаются посторонние силы, которые в конце концов ее уничтожают. Счастливая пора детства Дэвида нарушается вторжением в дом мистера и мисс Мардстон. Отчим и его сестра - первые наставники мальчика. Их "уроки" и поучения отравили его существование под родной крышей. Корыстолюбивые и жестокие люди меньше всего помышляют о благе ребенка.

Домашнее "воспитание" сменяется школьным. Учебное заведение мистера Крикла, именуемое Сэлем - Хуаз",становится местом новых мучений. Разорившийся торговец хмелем, который возглавляет школу, конечно, ничему научить не может Нужно обладать незаурядными способностями, чтобы в мрачной атмосфере Сэлем - Хуаза собрать хоть какие - то крохи знаний.

Настоящей школой для Дэвида стала школа жизни, и подлинные наставники - няня Пегготи, рыбак Пегготи, Хэм и малютка Эмми. Они его верные друзья, у них он находит поддержку. У них обучался он бескорыстию и человечности. Истинным другом Дэвида становится и его бабка - Бэтси Тротвуд.

Если первую часть романа можно было бы назвать идиллией, которая постепенно гибнет от соприкосновения с действительностью (детство), то во второй части уже сама суровая действительность становится главной темой романа. Третья и последняя часть "Дэвида Копперфилда" должна вплотную подвести нас к тому, что есть "сейчас", к "сегодняшнему дню". Поэтому тени, ушедшие в прошлое, все более становятся тенями. Так происходит со всеми, кого автор оставляет за гранью настоящего, в прошлом. Так не происходит только с Агнес, ибо Агнес в ее действительной сущности - не только друга, сестры, советчицы, но и жены - раскрывается лишь к концу романа. Она принадлежит не к прошлому, а настоящему автора. Поэтому ее характер в романе не до конца раскрыт.

Роман примечателен тем, что впервые в истории литературы Диккенс изобразил с таким искусством душевный мир ребенка. Дети в литературе 18 века были разумными построениями писателей, - это были взрослые люди в миниатюре. Да и сам Диккенс в своем изображении детей проделал большую эволюцию. Сказочные девочки его ранних произведений, вроде Нелли или "маркизы", тоже были взрослыми. Оливер Твист или угнетенные дети в "Николасе и Никльби" были охарактеризованы скорее внешне, с точки зрения событий, происходивших с ними, как юные страдальцы. Сдвиг начинается с "Домби и сына". Здесь события романа проходят перед нами, преломляясь через внутренние переживания ребенка. Но апогея это развитие достигает в “Дэвиде Копперфилде".

Книга написана в форме жизнеописания; передано "движение жизни",которую автор сравнивает с вечно струящейся рекой, неслышно несущей свои воды от детства к юности и годам зрелости. И характер героя показан в движении, в процессе становления и развития, в его противоречиях и внутренней борьбе. Дэвид Копперфилд проходит тяжелые жизненные испытания, но но разочаровывается в жизни, сохраняет отзывчивость сердца и веру в людей. Это роман о становлении личности, формировании характера молодого человека, вступающего в жизнь и находящего свое призвание.

Своеобразие позднего творчестве Диккенса проявилось в романе "Большие надежды". Простого, честного и бескорыстного человека не может удовлетворить пустая, хотя и обеспеченная жизнь сытого буржуа, которая убивает в людях все лучшее и человечное. Деньги, окрашенные кровью и отмеченные печатью преступления, не могут принести счастья, - к такому убеждению приходит герой романа Филип Диррип, или Пип. Повествование ведется от лица героя. Пип сам рассказывает историю своей жизни и крушения своих надежд. Бедный деревенский мальчик - сирота становится благодаря помощи беглого каторжника состоятельным молодым джентльменом с надеждами на крупное наследство и обеспеченное существование. Но его ожиданиям не суждено сбыться.

Характер Пипа динамичен, он формируется под влиянием условий жизни, окружающих людей, происходящих событий. Вот Пип, маленький, робкий и одинокий мальчик, читая по слогам надписи на могильных плитах деревенского кладбища, впервые задумывается над жизнью. Дружба с кузнецом Джо, его покровительство и ласка скрашивают детство Пипа.Но вот происходит его знакомство с мисс Хэвишем, встреча с Эстеллой, - и это заставляет героя по - новому взглянуть на себя и свою прежнюю жизнь. Он начинает стыдиться своего дома, грубых башмаков, своего невежества. Ему становится обидно, что он - "самый обыкновенный деревенский мальчик", а его лучший друг Джо - лишь простой кузнец. У Пипа появляется желание "стать джентльменом". Появление тайного покровителя открывает путь к осуществлению его желаний. Покровителем Пипа оказывается бывший каторжник Абель Мэгвич. Но, становясь джентльменом, делая долги, спасаясь от кредиторов, завязывая новые знакомства, Пип не становится ни лучше, ни счастливее. Ни одна из надежд не осуществляется, ведь главный закон общества джентльменов - это закон выгоды.

Тема джентльменства и преступности - блестящий художественный прием, определяющий сюжет романа, он используется для сближения и как бы переплетения мира джентльменов и мира преступников. Диккенс показывает, как общество, преступное в своей основе, порождает правонарушителей, калечит людей. Именно так сложилась судьба Абеля Мэгвича. История его жизни - это история постепенного падения и гибели человека под бременем законов и несправедливых порядков, установленных лицемерным обществом джентльменов. В истории Мэгвича писатель, наконец, показал, что может произойти с человеком в капиталистическом обществе без тех пресловутых "добрых денег", к которым он так часто прибегал в конце своих романов, - Мэгвич остался внутренне благородной личностью, но нравственно и физически он обречен на гибель.

В романе "Большие надежды" обществу джентльменов Диккенс противопоставляет кузнеца Джо, деревенскую девочку Бидди, порвавшего со своим семейством молодого Герберта Покетаэ. Эти образы несут в себе замечательные человеческие качества; в них отразилось стремление романиста найти свой идеал в народной среде, в том единении простых людей, о котором мечтает Джо.

Становление характера главного героя происходит на протяжении всех этапов творчества Диккенса. Главные герои ранних романов обычно представляли собой довольно бледные фигуры, наделенные, однако, всеми необходимыми атрибутами "идеальности" - тут и бескорыстие, и благородство, и честность, и стойкость, и бесстрашие. Таковы в особенности Оливер Твист и Николас Никльби.

В "Домби и сыне" писатель показывает персонажей в более реалистическом русле. В этом романе главный герой не идеален. Именно поэтому характер его не статичен, он изменяется; углубляется психологизм.

В "Дэвиде Копперфилде" абсолютная "идеальность" главного героя уже несколько поколеблена: у него появляются слабости, сомнения, даже ошибки.

В "Крошке Доррит" и в "Холодном доме" центр тяжести сдвинут в сторону больших исторических событий и широчайшей социальной тематики, так что здесь вряд ли можно говорить о каком - то едином центральном (и идеальном)герое для каждого романа.

Главный герой вновь появляется у Диккенса с возвращением к биографическому построению сюжета. Но характер его уже успел сильно измениться. Автор рисует героя с момента его обогащения тщеславным, иной раз себялюбивым, малодушным. "Добрые деньги" оказались бесполезными деньгами, и в довершении еще и "страшными деньгами",так что к финалу романа Пип приходит разбитым человеком, отдыхающим душой у чужого семейного очага. В итоге, в конце жизни Диккенс приходит к выводу, что нравственным идеалом в современной ему действительности может быть только душа ребенка. Только она способна воплотить в себе и все лучшие качества человечества.


Полезные статьи: