Разделы


Материалы » Светила турецкой литературы » Поэты

Поэты
Страница 1

Юнус Эмре (к 1240—1320)

Место его рождения неизвестно, но есть сведения, что он был учеником дервиша Тапдук Баба, который обосновался в районе реки Сакарья, примерно по середине между Анкарой и Эскишехиром. Значит, период своего приобщения к мистике в исламской среде, ярко выраженной эзотерической склонности, он прожил в северо-западной Анатолии. В последствии он вел образ жизни странствующего дервиша, путешествуя по Анатолии, а именно в районе Конии и Кайсери. Его творчество — поэзия интеллектуала, но главное состоит в том, что, написанные им на простом турецком языке, его поэмы доступные народной аудитории, кстати, понимаемые в Турции и в наши дни.

Михри Хатун (ум. в 1512)

Знаменитая поэтесса конца XV в. и начала XVI в. столетия. Дочь кади из Амасии, она обнаружила талант, который оценили в литературном окружении шахзаде (принца) Ахмеда, сына султана Баязида II, в то время, когда он был губернатором Амасии (с 1481 по 1513). Известная своим любвеобилием, она оставила после себя сборник стихов о любви (платонической, уверяет традиция).

Ревани (к 1475-1524)

Под своим настоящим именем Ильяс Шуджа Че-леби, этот поэт вначале был на службе у Баязида II (1481-1512), затем у Селима I (1512-1520), который назначил его суперинтендантом дворцовых кухонь. Затем он служил администратором вакфа при мечети Айя Софья и банях Бурсы. Он снискал репутацию необычайно бесчестного и распутного человека. Автор Ишретиаме, или «Книги о пьянстве», он воспевает прелести жизни, рассказывая легенды об истоках приобщения человечества к виноградарству и о достоинствах вина. Некоторые из его стихов, положенные на музыку, быстро приобрели популярность в кофейнях и увеселительных заведениях.

Махмуд Челеби, по прозвищу Лами (ум. в 1531)

У этого блестяще образованного переводчика персидских поэтов появилась замечательная идея составить сборник анекдотов, посвященных народному герою Ходже Насреддину. Этот исторический персонаж, превратившийся в легенду, жил в Анатолии, в районе Эскишехир в конце XIII в. и в XIV в. Это настоящий «народный мудрец», прикидывающийся наивным и невзирающий на лица. Истории, которые с ним приключаются, неизменно вызывают улыбку, они всегда близки и понятны, поскольку он не жалует сильных мира сего. Рассказы о Ходже Насреддине снискали огромную популярность.

Зати (ум. в 1546)

Сын сапожника, он, при всех его талантах, не мог достичь вершин в карьере улема, поскольку страдал глухотой. Он писал стихотворения о скромных мастерах и ремесленниках Стамбула. Он прожил, занимаясь предсказаниями, в небольшой хибаре, где собирались поэты.

Физули (1494-1555)

Выходец из тюркского племени байят, он родился и умер в Багдаде. Певец мистической любви, он был автором большого количества достаточно легких пьес, воспевающих эфебов (красивых юношей достигших совершеннолетия), и одной из турецких версий знаменитой поэмы «Лейла и Меджпуп», одного из классических произведений о платонической любви. Несмотря на пенсию, которую он получал от Сулеймана Великолепного, Физули ни разу не побывал в Стамбуле. После смерти его имя было покрыто славой: Турция, Ирак, Иран и Азербайджан — в каждой из этих стран до сих пор утверждают, что Физули — певец именно их поэтических традиций.

Хайали (ум. в 1556)

Уроженец Енидже (Гиница), что на Вардаре, неподалеку от Салоник, он появился в Стамбуле как ученик дервиша Баба Али, из-за которого покинул свой родной город. Он и сам жил дервишем, потом вошел в круг поэтов при Сулеймане Великолепном. В его стихах прослеживаются мистические тенденции.

Баки (1526-1600)

Махмуд Абд аль-Баки родился в Стамбуле. Сын муэдзина, он сделал блестящую карьеру улема и снискал благосклонность Сулеймана Великолепного благодаря касиде, длинной поэме, посвященной монарху по случаю удачной экспедиции в Персию. Человек блистательного ума, великолепной образованности и высокой культуры, Баки является лучшим представителем турецкого классицизма, заслужив в свое время титул «султан среди поэтов». Он больше, чем другие, развивал в своем творчестве религиозные и мистические сюжеты. Его исключительно рафинированный стиль в совершенстве, несколько академичном, соединяет силу и элегантность, веселье и степенность. Непринужденная и легкая жизнь высших слоев общества в Стамбуле XVI в., яркие пейзажи, веселые и живописные сценки из мест развлечений столицы и ее окрестностей — блестяще отражены в его поэмах. В этом мире все недолговечно. Красота и прелесть природы, юности, счастья погибнут неизбежно. Поэтому любите, пейте и веселитесь так, как можете: «Не отказывайтесь от возможностей, ибо забавы этого мира так же мимолетны, как цветение роз».

Страницы: 1 2 3


Полезные статьи:

Образ Люсьена де Рюбампре и композиция романа «Утраченные иллюзии» Бальзака.
ЛюсьенШардон – главный герой всех трех частей романа. Он аристократического происхождения; мать его была спасена отцом от эшафота. Она – де Рюбампре. Отец – аптекарь Шардон, а мать после его смерти стала повитухой. Люсьен был обречен на п ...

Родину можно унести с собой
Не заколачивай в стену гвоздя, Сбрось пиджак прямо на стул. Зачем делать запасы на несколько дней? Ведь ты завтра вернешься домой. Незачем саженец поливать. Стоит ли здесь выращивать дерево? Оно до ступеньки не дорастет, А ты уже ...

Парадокс как средство речевого комизма в речи рассказчика - героя
Парадокс - (греч. parádoxos - "противоречащий обычному мнению") - выражение, в котором вывод не совпадает с посылкой и не вытекает из нее, а, наоборот, ей противоречит, давая неожиданное и необычное ее истолкование (напр. ...