Разделы


Материалы » Два человека - две тени » Биография Е. Л. Шварца

Биография Е. Л. Шварца
Страница 1

На биографии Е.Л. Шварца я решила остановиться более подробно, так как сведений об этом писателе недостаточно.

Евгений Львович Шварц (1896-1958) родился в Казани. Отец его, студент-медик, за участие в социал-демократическом кружке вскоре был арестован, после освобождения ему запретили жить в губернских городах, и семье пришлось переехать в Майкоп, где и прошло детство будущего писателя. В Майкопе Е.Шварц окончил реальное училище и поступил на юридический факультет Московского университета. Но вскоре началась война, отец был отправлен на фронт, и мечты об университете пришлось оставить. Семья перебралась в Екатеринодар. Шварц зарабатывал, давая уроки, выступая в любительских актёрских коллективах. Его увлечением театром продолжалось долго: и тогда, когда он работал в газете «Всесоюзная правда», и тогда, когда этот театр по инициативе Гумилева перевели в Петроград.

Юный Евгений был необычайно обаятелен, весел, талантлив. Таким он и остался в памяти современников. Г.Н. Тубельская, автор статьи о Е.Л. Шварце, приводит воспоминания Ольги Форш: «Я помню его юношески худым, с глазами светлыми, полными ума и юмора. Шварц изумлял нас талантом импровизации, он был неистощимым выдумщиком. Живое и тонкое остроумие, насмешливый ум сочетались в нём с добротой, мягкостью, человечностью, и он завоёвывал всеобщую симпатию».

В городе он познакомился со многими представителями интеллигенции, она оказала большое влияние на его поиски дальнейшего жизненного пути. Некоторое время Е. Шварц работал корреспондентом разных газет, затем его взял к себе секретарём К. И. Чуковский. Так началось знакомство Шварца с детской литературой.

В это время он начинает всё больше и больше писать. Первое, что было напечатано, называлось «Рассказ старой балалайки». Написана эта сказка после наводнения в Петербурге в 1942 году. Потом выходит первая детская книжка Шварца «Шарики-сударики». В это время Е. Львович работал в детском отделении ОГИЗа в Ленинграде, где проявляет себя как талантливейший журналист и писатель. В редакции ОГИЗа царила совершенно неофициальная обстановка, о чем говорят воспоминания К.И. Чуковского: «Вместо вежливого плаката: «У нас не курят», висел здоровенный транспарант. «График - на фиг!»… Некоторые посетители детского отдела до того ослабевали от смеха, что, кончив дела, выходили на лестничную площадку, держась за стены как пьяные». Большое впечатление на меня произвел случай, рассказанный Л. Пантелеевым: «В назначенный день мы с Гришей Белых, молодые авторы только что законченной повести «Республика ШКИД», робко поднимаемся на 6 этаж бывшего дома Зингер, с трепетом ступаем на метлахские плитки длинного издательского коридора и видим; навстречу нам бодро топают на четвереньках два взрослых дяди – один пышноволосый, кучерявый, другой - тонколицый, красивый, с гладко причёсанными на косой пробор волосами. Несколько ошарашенные мы прижимаемся к стенке, чтобы пропустить эту странную пару, но четвероногие тоже останавливаются.

- Вам что угодно, юноши?- обращается к нам кучерявыый.

- Маршака . Олейникова . Шварца .,- лепечем мы.

- Очень приятно . Олейников!- рекомендуется пышноволосый, поднимая для рукопожатия переднюю лапу.

- Шварц! - протягивает руку его товарищ.

Боюсь, что современный молодой читатель усомнится в правдивости моего рассказа, не поверит, что таким странным образом могли передвигаться сотрудники советского государственного издательства. Но так было, из песни слова не выкинешь. Позже мы узнали, что редакторы, отдыхая от работы, разминались, изображая верблюдов».

Затем работа в журналах «Ёж» и «Чиж». Одним из самых интересных отделов в «Еже» был отдел «Карта с приключениями». В нём Шварц выступал ещё не как сказочник, а как популяризатор географии, истории, текущей политики. Появилась возможность рассказывать детям обо всём, что происходило в мире. И здесь уже проявилась особенность таланта Шварца. Он был неистощим на выдумки, во всем проявлялся его артистизм, недаром ведь он начинал как актёр. И отдел в «Еже», придуманный Евгением Львовичем, строился по принципу литературного конферанса, комментария к тем или иным событиям месяца. Это совпадало с программой редакции - ни о чём не говорить в лоб, всегда искать и находить то, что можно назвать «подходом» и что дети ценят превыше всего. Отсюда уже прямая дорога к пьесам, сказкам, киносценариям Шварца.

Страницы: 1 2


Полезные статьи:

Изображение душевных волнений в романе и.С. Тургенева в контексте сопоставления с романом О де Бальзака «Утраченные иллюзии». Понятие волнений в романах
Анализ романа «Дворянское гнездо» «Утраченные иллюзии» О. де Бальзака есть идейно-смысловой план «Дворянского гнезда» И.С. Тургенева. Но иллюзии, вполне имеющие право на воплощение в реальность при определенных обстоятельствах. В романе ...

Творчество И.С. Тургенева и основные типы женскихобразов в его романах. Краткая биография И.С. Тургенева
По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, — богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко ...

Генрих Белль
В 1947 г. появился первый роман Бёлля — «Поезд пришел вовремя». В нем еще нет гражданских мотивов, гнев писателя еще расплывчат, в нем ощущается боль за человека вообще. О преступниках фашизма и обманутых ими, искалеченных войной и гитле ...