Разделы


Материалы » Изобразительные средства языка в газетных заголовках » Теоретические основы исследования. Заголовок. Виды и функции. Классификация заголовков

Теоретические основы исследования. Заголовок. Виды и функции. Классификация заголовков
Страница 1

Заглавие – это имя текста. Существует две типологии газетных заголовков.

В первой классификации заглавия различаются в зависимости от того, один или несколько элементов смысловой схемы текста выражает заголовок. По этому признаку выделяются однонаправленные и комплексные заглавия.

Однонаправленные заглавия соотносятся с одним элементом смысловой структуры текста:

1. Значительное количество заголовков выражает тему текста – тематизирующие заголовки. Тема текста входит в состав его основной мысли. Это тезис, который раскрывается системой тезисов, составляющих текст. Основная мысль включает тему и ее предикат. Одно из главных назначений заголовка – сообщить читателю о теме публикации, которую ему предлагает газета. Формулирование предиката темы при этом не обязательно, так как по главной теме читатель может быть сориентирован в содержании текста.

Сложнее воспринимаются заглавия, отражающие факт, положенный в основу материала, когда их связи с текстом видоизменяются. Интересны заголовки газетных публикаций, называющие героев материала. Так же усложненно может восприниматься тематический заголовок – имя собственное. Газетный текст может быть посвящен какому-либо событию. Тогда основная мысль строится по типу: «событие – случилось», «событие – произошло», «событие – показало, что…» и т.д. В заголовке актуализируется или название темы-события, или вся основная мысль. Интересны тематизирующие заголовки, представляющие собой цитату или известное выражение, относящееся к описываемому событию.

2. Заголовок газетного текста актуализирует аналитическую оценку ситуации, отраженной в нем. Такой характер имеет значительное число отобранных заголовков. Идея текста – это тот его элемент, который формируется из всего изложения, является своеобразным итогом, выводом из сказанного. Подобные заглавия до чтения газетного материала подготавливают читателя к восприятию идейного смысла, публикация понимается сразу в определенном ключе. Идейный смысл воспринимается дважды: первый раз до знакомства с текстом, а затем – повторно, после прочтения всего текста. На основе соотношения «заголовок – текст» повышается действенность, убедительность газеты.

3. Заголовок актуализирует один из тезисов, развивающих тему текста. Это элемент текста, относящийся к его общему содержанию 9основной установочный или один из развивающих тезисов).

4. Кроме основных элементов общего содержания текста, заголовок может актуализировать и его второстепенные элементы – иллюстрации к тезисам и общий фон к цели сообщения. Такие заглавия особенно экспрессивны, так как они построены на вынесении перед текстом элемента неосновного, неглавного. Кажущаяся «необязательность», «вторичность» того, что выражено в названии, делает его выразительным, привлекает читательское внимание.

5. Интересно вынесение в заголовок такого второстепенного элемента содержания текста, как общий фон к цели сообщения.

6. Газетное заглавие очень часто выражает тот оценочный фон, который окрашивает весь текст, присутствует в каждом элементе его содержательной схемы. Эти, оценочные по своему характеру, заглавия актуализируют тот дополнительный коннотативный смысл, который заключен в содержательной структуре текста. Прямое выражение оценки – свойство газеты, которое следует из ее воздействующей функции. Оценочный заголовок настраивает читателя на определенное восприятие сообщения, прогнозирует отношение к тому, о чем говорится.

Комплексные заголовки соотносятся с несколькими элементами структурной схемы текста одновременно. Они передают усложненную информацию. Степень их информативности выше, связи этих заглавий с текстом более многообразны, чем предыдущих, что является одним из средств повышения выразительности текста. Комплексный заголовок актуализирует одновременно тему и аналитическую оценку ситуации, какой-либо тезис и иллюстрации и т.д. Комплексное выражение отдельных частей структурной схемы может быть подано по-разному.

Вторая классификация основана на том, полностью или не полностью отражен в них тот или иной элемент текста. Как уже было сказано, текст представляет собой систему тезисов, связанных друг с другом. Каждый тезис имеет двучастную структуру, состоит из темы и ее признака. Развертывание текста – последовательное предицирование предметов мысли.

По признаку полноты выражения какого-либо смыслового элемента произведения заглавия делятся на полноинформативные (полностью актуализирующие смысловой компонент текста) и неполноинформативные, пунктирные (не полностью актуализирующие смысловой компонент текста).

Страницы: 1 2


Полезные статьи:

Творчество В. Хлебникова
Творческий путь Хлебникова распадается на три периода: от 1905 до 1914 года, от 1915 до 1917, от 1917 до 1922. В первый период футуристическим движением. Для первых лет характерна противоречивость социальных позиций поэта, неославянофильс ...

Анализ произведения, или зачем Левша блоху ковал.
В немногочисленных исследованиях, посвященных знаменитому сказу Лескова, обычно выделяется круг вопросов, которые, как правило, являются предметом живейшего обсуждения. По мнению известного исследователя лесковского творчества Л. А. Аннин ...

Заключение.
Гражданская война страшна тем, что разделила единый народ на красных и белых. Боролись, дрались, гибли, убивая друг друга… И снова становились одинаковыми. После смерти. Бесконечно жалко всех — ведь народ образуется не в итоге отбора, “в ...