Разделы


Материалы » Изобразительные средства языка в газетных заголовках » Теоретические основы исследования. Заголовок. Виды и функции. Классификация заголовков

Теоретические основы исследования. Заголовок. Виды и функции. Классификация заголовков
Страница 1

Заглавие – это имя текста. Существует две типологии газетных заголовков.

В первой классификации заглавия различаются в зависимости от того, один или несколько элементов смысловой схемы текста выражает заголовок. По этому признаку выделяются однонаправленные и комплексные заглавия.

Однонаправленные заглавия соотносятся с одним элементом смысловой структуры текста:

1. Значительное количество заголовков выражает тему текста – тематизирующие заголовки. Тема текста входит в состав его основной мысли. Это тезис, который раскрывается системой тезисов, составляющих текст. Основная мысль включает тему и ее предикат. Одно из главных назначений заголовка – сообщить читателю о теме публикации, которую ему предлагает газета. Формулирование предиката темы при этом не обязательно, так как по главной теме читатель может быть сориентирован в содержании текста.

Сложнее воспринимаются заглавия, отражающие факт, положенный в основу материала, когда их связи с текстом видоизменяются. Интересны заголовки газетных публикаций, называющие героев материала. Так же усложненно может восприниматься тематический заголовок – имя собственное. Газетный текст может быть посвящен какому-либо событию. Тогда основная мысль строится по типу: «событие – случилось», «событие – произошло», «событие – показало, что…» и т.д. В заголовке актуализируется или название темы-события, или вся основная мысль. Интересны тематизирующие заголовки, представляющие собой цитату или известное выражение, относящееся к описываемому событию.

2. Заголовок газетного текста актуализирует аналитическую оценку ситуации, отраженной в нем. Такой характер имеет значительное число отобранных заголовков. Идея текста – это тот его элемент, который формируется из всего изложения, является своеобразным итогом, выводом из сказанного. Подобные заглавия до чтения газетного материала подготавливают читателя к восприятию идейного смысла, публикация понимается сразу в определенном ключе. Идейный смысл воспринимается дважды: первый раз до знакомства с текстом, а затем – повторно, после прочтения всего текста. На основе соотношения «заголовок – текст» повышается действенность, убедительность газеты.

3. Заголовок актуализирует один из тезисов, развивающих тему текста. Это элемент текста, относящийся к его общему содержанию 9основной установочный или один из развивающих тезисов).

4. Кроме основных элементов общего содержания текста, заголовок может актуализировать и его второстепенные элементы – иллюстрации к тезисам и общий фон к цели сообщения. Такие заглавия особенно экспрессивны, так как они построены на вынесении перед текстом элемента неосновного, неглавного. Кажущаяся «необязательность», «вторичность» того, что выражено в названии, делает его выразительным, привлекает читательское внимание.

5. Интересно вынесение в заголовок такого второстепенного элемента содержания текста, как общий фон к цели сообщения.

6. Газетное заглавие очень часто выражает тот оценочный фон, который окрашивает весь текст, присутствует в каждом элементе его содержательной схемы. Эти, оценочные по своему характеру, заглавия актуализируют тот дополнительный коннотативный смысл, который заключен в содержательной структуре текста. Прямое выражение оценки – свойство газеты, которое следует из ее воздействующей функции. Оценочный заголовок настраивает читателя на определенное восприятие сообщения, прогнозирует отношение к тому, о чем говорится.

Комплексные заголовки соотносятся с несколькими элементами структурной схемы текста одновременно. Они передают усложненную информацию. Степень их информативности выше, связи этих заглавий с текстом более многообразны, чем предыдущих, что является одним из средств повышения выразительности текста. Комплексный заголовок актуализирует одновременно тему и аналитическую оценку ситуации, какой-либо тезис и иллюстрации и т.д. Комплексное выражение отдельных частей структурной схемы может быть подано по-разному.

Вторая классификация основана на том, полностью или не полностью отражен в них тот или иной элемент текста. Как уже было сказано, текст представляет собой систему тезисов, связанных друг с другом. Каждый тезис имеет двучастную структуру, состоит из темы и ее признака. Развертывание текста – последовательное предицирование предметов мысли.

По признаку полноты выражения какого-либо смыслового элемента произведения заглавия делятся на полноинформативные (полностью актуализирующие смысловой компонент текста) и неполноинформативные, пунктирные (не полностью актуализирующие смысловой компонент текста).

Страницы: 1 2


Полезные статьи:

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой родился в имении Ясная Поляна Тульской губернии в аристократической семье. По отцу он принадлежал к старинному роду, насчитывавшему шестьсот лет и давшему России знаменитых политических и государственных деятелей, а ...

«Кара»
За горькую любовь отвечу я сполна. Палач меня лишь заклеймит позором. На эшафоте я стою одна, Повержена во прах суровым приговором. Какой вокруг невыносимый крик! Как издевательства разнообразны! Как дружно все – и мальчик, и старик ...

Биография В.Хлебникова.
Жизненный и творческий путь Хлебникова стремителен и краток (1885-1922). Всего тридцать семь лет! “Биография Хлебникова равна его блестящим словесным построениям. Его биография – пример поэтам и укор поэтическим дельцам”, - скажет в двадц ...