Разделы


Материалы » Тема ночи в поэзии Ф.И. Тютчева » Обзор критической литературы.

Обзор критической литературы.
Страница 1

Приступая к данной исследовательской работе, мною были прочитаны 4 монографических труда из списка рекомендованных. Первой книгой, с которой я начала знакомство с жизнью и творчеством замечательного поэта-романтика ХIХ века Ф.И.Тютчева, стала монография Г.В.Чагина под названием «Ф.И.Тютчев. Биография писателя». В ней изложены биографические факты из жизни этого выдающегося русского художника слова. В первую очередь особенна монография тем, что «книга эта представляет собой первый в советском литературоведении опыт монографии о жизни и творчестве гениального русского поэта Федора Ивановича Тютчева»[1]. Есть еще некая прелесть, отличающая эту работу, на мой взгляд, от других. В публикации Чагина не обделен вниманием ни один даже самый незначительный, казалось бы, «случай из жизни» юного, зрелого и Тютчева-умудренного старца. Каждое историческое и глубоко личное событие, нашедшее отражение в чувствительной душе поэта отражено в монографии. И каждое впоследствии найдет отклик в творчестве Ф.И.Тютчева. В данном труде вниманию читателя представлены истоки и предпосылки романтического, а впоследствии реалистического таланта.

Книга условно разделена на две части: собственно биографию, кстати, выполненную оригинально – каждая глава названа строкой из произведения Тютчева и вторую – постбиографическую часть, в которой помещена небольшая подборка воспоминаний о поэте его современников. Помещая эти статьи, автор прежде всего хотел еще полнее удовлетворить литературоведческое любопытство читателей. Авторская затея оправдывается еще и тем, что иметь под одной обложкой и биографию поэта, и подборку воспоминаний о нем совсем не плохо для начинающего литературоведа. В подборке вместе с мемуарами размещены и критические статьи Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, А.А.Фета, М.П.Погодина, В.А.Соллогуба, Н.А.Добролюбова и других известных литературных деятелей и даже стихотворения, посвященные поэту. Кроме характеристики жизни и творчества Тютчева, все собранные здесь материалы еще полнее засвидетельствуют порой трудное понимание души поэта, его «двойного бытия».

Особое впечатление на мое сознание произвела статья Н.А.Некрасова «Русские второстепенные поэты», помещенная в этой книге на странице 150. Здесь автор поднимает вопрос о том, какое место занимает творчество Ф.И.Тютчева в литературном процессе. Мое мнение полностью совпадает с мнением Некрасова, поставившим талант Тютчева на одну высоту с гением А.С.Пушкина И М.Ю.Лермонтова.

Приметна для меня и статья П.А.Вяземского, который необыкновенно точно, на мой взгляд, сказал о даровании Ф.Тютчева: «Он пользовался и наслаждался жизнью и в высшей степени данным от Провидения человеку даром слова»[2].

Есть еще множество других не менее точных высказываний о личности Ф.И.Тютчева, которые помещены в этой работе.

Книга М.М.Гиршмана несколько более специфична. Ну, во-первых, по причине того, что не является произведением биографического толка. Ее содержание скорее носит научный характер, нежели художественный, описательный. Здесь предложены схемы анализа произведений мэтров русской литературы: А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Ф.И.Тютчева. Приводятся параллели, общие черты в творчестве, выявляются общие основы, концепции творчества. Интересно отметить, что Тютчев возведен здесь на одну высоту с великими русскими романтиками. Авторское мнение выражено ярко и однозначно.

Основным вопросом, затрагиваемым в работе является рассмотрение рифмической цепи поэтических произведений указанных авторов, звуковой связи стихотворений двух поэтов (например, Пушкина и Тютчева), сравнивается и метро-ритмическая композиция стихов. Также речь идет и о цельности произведения, каким образом она достигается, о системе интонирования, присутствует и анализ содержательности стиховых форм, и исследование всей стиховой организации в целом как системы взаимосвязанных элементов. С точки зрения лексического оформления книга очень сложна для восприятия, так как изобилует терминами. На мой взгляд, работа ориентирована исключительно на специалиста. Вниманию читателей предложен ряд теорий, понимание которых требует как минимум хорошей осведомленности в области знаний языка, его строения, а также глубоких познаний в области литературоведения и теории литературы. Однако, при всем этом книга является неплохим подспорьем при анализе поэтических произведений, способствует лучшему пониманию многих глубинных элементов творчества. Книга приподнимает на новый уровень познания, новый этап понимания художественной сути литературного явления.

Страницы: 1 2 3


Полезные статьи:

Оппозиция романтической мечты и действительности в романе Флобера «Госпожа Бовари».
«Госпожу Бовари» Флобер пишет с 1851по 56 годы. Эмма Бовари – любимая героиня автора. Он неоднократно заявлял, что «Бовари – это я сам». Эмма воспитывалась в монастыре, где обычно воспитывались в то время девушки среднего состояния. Она ...

Общее понятие о лунном пейзаже
Луна богата силою внушенья, Вокруг нее всегда витает тайна Бальмонт Лунный, или как его еще называют «лунарный», пейзаж является разновидностью пейзажа по источнику света. Его антиподом является солярный (солнечный) пейзаж. Такое проти ...

Гоголь и дети
Дмитрий Погодин, сын историка Михаила Петровича Погодина, в доме которого не раз останавливался Гоголь, рассказывает, что Николай Васильевич очень любил детей и позволял им резвиться и шалить сколько угодно. "Бывало, мы, то есть я с ...