Разделы


Материалы » Петербург Пушкина и Гоголя » Петербургский период Пушкина, его влияние на лирику

Петербургский период Пушкина, его влияние на лирику

Петербург Пушкина отличается от Петербурга Гоголя. У него он светский, театральный. Он сам так писал о своей жизни в столице: «Жизнь моя в Петербурге ни то ни сё. Заботы о жизни мешают мне скучать. Но нет у меня досуга, вольной холостой жизни, необходимой для писателя. Кружусь в свете, жена моя в большой моде…» Но это было в 1833г.,но и 20-х годах Пушкин вёл бурную светскую жизнь. Он увлекался драматическим и балетным театром, был , по его признанию, «почётным гражданином кулис». «Первое выступление Пушкина как критика связано с театром. В незаконченной статье начала 1820 года «Мои замечания о русском театре» Пушкин, давая высокую оценку современной ему русской сцены, требует от актёра глубокого понимания роли, чувства живого и верного, естественности в игре».

Ещё в лицейские годы сложилось политическое мировоззрение поэта. На него повлиял и дух свободы, бродивший в то время в обществе. В Петербурге поэт сближается с кругом вольнолюбивой дворянской молодёжи. Его гнетёт ничем не ограниченная власть монарха.

Самовластительный злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

- восклицает молодой горячий поэт в оде с символическим названием «Вольность». Но в то же время, Пушкин никогда не выступал против «короны», против царской власти как таковой, он всегда считал, что страной должен править просвещённый, мудрый монарх. Именно такой монарх поймёт, что нужно и должно отменить рабство, и тогда сам народ будет его опорой, верным защитником, хранителем трона и империи:

Склонитесь первые главой

Под сень надёжную закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

В петербургский период лирика Пушкина особенно характерна свободолюбивыми политическими идеями и настроениями, и оде «Вольность» содержатся прямые политические намёки на события недавнего прошлого, в частности – убийство Павла 1, организованное с ведома его сына Александра1. Петербург в оде изображён «мрачно» и «зловеще»:

Когда на мрачную Неву

Звезда полуночи сверкает

И беззаботную главу

Спокойный сон отягощает,

Глядит задумчивый певец

На грозно спящий средь тумана

Пустынный памятник тирана,

Забвенью брошенный дворец…

…Молчит неверный часовой,

Опущен молча мост подъёмный,

Врата отверсты в тьме ночной

Рукой предательства наёмной…

В то же самое время ода вольность проникнута и новым, романтическим пафосом, ведь Пушкин, не смотря на свои политические идеи и настроения , был ещё и романтиком, влюбчивым молодым человеком, о чём свидетельствует его любовная лирика. Совсем не случайно , творчество Пушкина петербургского периода венчается выходом летом 1820г. поэмы «Руслан и Людмила».


Полезные статьи:

Отражение мира в лирике поэтов XIX века Ф. Тютчева и А. Фета
“Тютчев может сказать себе, что он, по выражению одного поэта, создал речи, которым не суждено умереть, а для истинного художника выше подобного сознания награды нет”. И. Тургенев Первое стихотворение Ф. Тютчева было напечатано в 1819 г ...

Выводы.
Исследуя роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в свете заявленной темы, я пришла к следующим выводам. Во - первых, пространственно - временная организация пушкинских эпиграфов к главам романа, а также романа в целом достаточно сложна и ...

Античные пристрастия Валерия Брюсова
Справедливо замечание М. Гаспарова, немало поработавшего над подготовкой издания сочинений В.Я. Брюсова, относительно двух периодов в его творчестве (ранние стихи и поздняя проза: 1890-е и 1910-е годы), когда античность играла особенно за ...