Разделы


Материалы » Типология и своеобразие женских образов в произведених И.С. Тургенева » Тургеневская концепция человека и композиция женских характеров в его романах

Тургеневская концепция человека и композиция женских характеров в его романах

В нашем литературоведении давно существует термин «тургеневские девушки», который возник для обозначения, прежде всего, ряда героинь И.С.Тургенева.

Значимость женских персонажей у Тургенева была отмечена еще его современниками. В свое время Н.А.Добролюбов, анализируя роман «Накануне», подчеркнул, что в нем главное лицо — Елена, и по отношению к ней должны мы разбирать другие лица. Эту мысль, несомненно, поддерживал и сам автор, о чем свидетельствует тот факт, что во французском переводе роман назывался «Елена», а название, как мы уже указывали, было одобрено самим автором.

Исследование женских характеров в творчестве Тургенева не раз привлекало внимание ученых. Наша задача — проследить композицию женских характеров с точки зрения той концепции человека, которая сложилась у Тургенева в статье «Гамлет и Дон-Кихот».

Чаще всего в литературе связывают основные идеи указанной статьи с романами «Накануне» и «Отцы и дети», так как статья появилась почти одновременно с первым из указанных романов.

Однако замысел статьи «Гамлет и Дон-Кихот» возник у писателя задолго до ее написания. Так, в письме к Полине Виардо от 25 декабря 1847 года Тургенев дает сравнение героя драмы Кальдерона с Гамлетом, которое потом отразится в его статье. В 1851 году Е.М.Феоктистов в своем письме к писателю говорит: «…особенно желал бы я видеть статью по поводу Гамлета и Дон-Кихота, о котором мы так давно рассуждали в Москве»[8].

Эти факты так или иначе убеждают нас в том, что основные мысли статьи «Гамлет и Дон-Кихот» занимали писателя гораздо раньше, чем она была написана, а потому дают нам право говорить, что ее идеи во многом определяли структуру женских характеров во всех его романах.

Обращаясь к статье “Гамлет и Дон-Кихот”, выделим коренные свойства этих двух человеческих типов, главные по мысли писателя. В Гамлете Тургенев подчеркивает, в первую очередь, анализ и эгоизм. «Анализ прежде всего и эгоизм, а потому безверье. Он весь живет для себя, он эгоист; но верить в себя даже эгоист не может; верить можно только в то, что вне нас и над нами. Но это я, в которое он не верит, дорого Гамлету. Это исходная точка, к которой он возвращается беспрестанно, потому что не находит ничего в целом мире, к чему бы мог прилепиться душою; он скептик — и вечно возится и носится с самим собою; он постоянно занят не своей обязанностью, а своим положение». В Дон-Кихоте же, по убеждению писателя, самое главное - это его готовность к самопожертвованию, к служению добру, истине, людям. «Жить для себя, заботиться о себе — Дон-Кихот почел бы постыдным. Он весь живет (если так можно выразиться) вне себя, для других, для своих братьев, для истребления зла… В нем нет следа эгоизма, он не заботится о себе, а весь самопожертвование — оцените это слово!», — пишет И.С.Тургенев.[9]

Как видим, писатель совершенно отчетливо противопоставляет в этих двух литературных типах их нравственные качества: эгоизм и способность к самопожертвованию или альтруизм.

Академик Храпченко справедливо отметил, что «идея Тургенева относительно коренных начал человеческой природы — аналитико-скептического и аналитико-самоотверженного — имели не только теоретико-философский смысл, они получили рельефное выражение в его произведениях»[10].

В романах Тургенева основные женские характеры так или иначе могут быть классифицированы следующим образом: первая группа — те, кто живут собственными интересами, ибо сосредоточены на себе (хотя это, может, конечно, по-разному выражаться), и вторая группа — это именно тургеневские девушки, мысль которых все время обращена к жизни, страданиям других.

К первой группе относятся Дарья Михайловна Ласунская, мать Лизы Калитиной, Варвара Павловна, жена Лаврецкого, Одинцова, Ирина Ратмирова, Сипягина. Ко второй группе — Наталья Ласунская, Лиза Калитина, Елена Стахова, Марианна. При этом, выстроив в ряд персонажи каждой группы, мы увидим определенную эволюцию, определенную систему соотнесенности этих образов.


Полезные статьи:

Топология метафизического пространства: Ф. Кафка «Замок». В.А. Серкова
В классической литературе нет, наверное, произведения более ясного и прозрачного, чем произведение Франца Кафки «Замок». Утверждение это, более чем сомнительное, тем не менее, может послужить единственной подходящей подножкой для вхожден ...

Литературные переводы произведений Байрона
Ты не сгинешь одиноким, Будучи в лице другом, По чертам своим высоким Свету целому знаком. Жребий твой от всех отличен, Горевать причины нет: Ты был горд и необычен В дни падений и побед, Счастья отпрыск настоящий, Знаменитых дед ...

Жизненный путь А.П. ЧЕхова и основные периоды его творчества
Чехов (Антон Павлович)– один из самых выдающихся российских и европейских писателей. Отец его был крепостным, но выбился из рядового крестьянства, служил в управляющих, вел собственные дела. Семья Чеховых была вообще талантливая, давшая н ...