Генрих ИбсенСтраница 1
Творчество Ибсена связует века - в буквальном смысле этого слова. Ею
истоки - в завершающемся, предреволюционном XVIII веке, в шиллеровском
тираноборчестве и в руссоистском обращении к природе и к простым людям. А
драматургия зрелого и позднего Ибсена, при всей его глубочайшей связи с
современной ему жизнью, намечает и существенные черты искусства XX века -
его сконденсированностъ, экспериментальность, многослойность.
Для поэзии XX века, по мнению одного из зарубежных исследователей,
весьма характерен, в частности, мотив пилы - с ее скрежетом, с ее острыми зубьями. В своих незаконченных воспоминаниях Ибсен, описывая свои детские годы, подчеркивает то впечатление, которое производил на него непрерывный визг лесопилок, сотни которых с утра до вечера работали в его родном городке Шиене. "Читая впоследствии о гильотине, - пишет Ибсен, - я всегда вспоминал об этих лесопилках". И это обостренное ощущение диссонансности, которое
проявил Ибсенребенок, впоследствии сказалось в том, что он увидел и
запечатлел в своем творчестве кричащие диссонансы там, где другие видели
цельность и гармоничность.
Вместе с тем изображение дисгармонии у Ибсена отнюдь не дисгармонично.
Мир не распадается в его произведениях на отдельные, несвязанные фрагменты
Форма ибсеновской драмы - строгая, четкая, собранная. Диссонансность мира
выявляется здесь в пьесах, единых по своему построению и колориту. Плохая
организация жизни выражается в превосходно организованных произведениях.
Мастером организации сложного материала Ибсен показал себя уже в
молодости. Как это ни странно, на своей родине Ибсен первоначально был
признан первым среди всех норвежских писателей не в качестве драматурга, а в
качестве поэта - автора стихов "на случай": песен для студенческих
праздников, прологов к пьесам и т. п. Юный Ибсен умел сочетать в таких
стихотворениях четкое развертывание мысли с подлинной эмоциональностью,
используя цепочки образов, во многом трафаретных для того времени, но в
достаточной мере обновленных в контексте стихотворения.
Памятуя призыв Г. Брандеса к скандинавским писателям "ставить на
обсуждение проблемы" Ибсена в конце XIX века нередко называли постановщиком
проблем. Но корни "проблемного" искусства в ибсеновском творчестве весьма
глубоки! Движение мысли всегда было исключительно важным для построения его
произведений, органически вырастая в его пьесах из развития внутреннего мира
персонажей. И эта черта также предвосхитила важные тенденции в мировой
драматургии XX века.
Генрик Ибсен родился 20 марта 1828 года в маленьком городке Шпене. Его
отец, состоятельный коммерсант, разорился, когда Генрику было восемь лет, и
мальчику пришлось очень рано, еще не достигнув шестнадцати лет, начать
самостоятельную жизнь. Он становится аптекарским учеником в Гримстаде -
городке, еще меньшем, чем Шиен, и проводит там свыше шести лет, живя в
весьма нелегких условиях. Уже в это время у Ибсена складывается резко
критическое, протестующее отношение к современному обществу, особенно
обостряющееся в 1848 году, под влиянием революционных событий в Европе. В
Гримстаде Ибсен пишет свои первые стихи и свою первую пьесу "Катилина"
(1849).
Двадцать восьмого апреля 1850 года Ибсен переезжает в столицу страны
Кристианию, где готовится к вступительным экзаменам в университет и
принимает активное участие в общественно-политической и литературной жизни.
Он пишет много стихотворений и статей, - в частности, публицистических. В
пародийной, гротескной пьеске "Норма, или Любовь политика" (1851) Ибсен
разоблачает половинчатость и трусость тогдашних норвежских оппозиционных
партий в парламенте - либералов и лидеров крестьянского движения. Он
сближается с рабочим движением, быстро развивающимся тогда в Норвегии "под
руководством Маркуса Тране, но вскоре подавленным полицейскими мерами. 26
сентября 1850 года в Кристианийском театре состоялась премьера первой пьесы
Полезные статьи:
Пространности стиля
Пространности стиля способствует употребление определения понятия вместо имени; например, если сказать не «круг», а «плоская поверхность, все конечные точки которой равно отстоят от центра». Сжатости же стиля способствует противоположн ...
Канон готического романа.
Элементы просветительской прозы сочетались в готическом романе с принципами, предвосхитившими романтизм. Так, от эпохи Просвещения его авторы унаследовали жесткую логику в развитии сюжета, когда следствия вытекают из причин, апелляции к ...
Миросозерцание поэта.
Поэзия Тютчева внушает мысль о вечности, о космосе, о бессмертии, но его жизнь и его деятельность имеют определенные рамки. Перед взором поэта прошло почти три четверти ХIХ века. Одни перечень событий, современником которых был Тютчев, да ...