Генрих ИбсенСтраница 1
Творчество Ибсена связует века - в буквальном смысле этого слова. Ею
истоки - в завершающемся, предреволюционном XVIII веке, в шиллеровском
тираноборчестве и в руссоистском обращении к природе и к простым людям. А
драматургия зрелого и позднего Ибсена, при всей его глубочайшей связи с
современной ему жизнью, намечает и существенные черты искусства XX века -
его сконденсированностъ, экспериментальность, многослойность.
Для поэзии XX века, по мнению одного из зарубежных исследователей,
весьма характерен, в частности, мотив пилы - с ее скрежетом, с ее острыми зубьями. В своих незаконченных воспоминаниях Ибсен, описывая свои детские годы, подчеркивает то впечатление, которое производил на него непрерывный визг лесопилок, сотни которых с утра до вечера работали в его родном городке Шиене. "Читая впоследствии о гильотине, - пишет Ибсен, - я всегда вспоминал об этих лесопилках". И это обостренное ощущение диссонансности, которое
проявил Ибсенребенок, впоследствии сказалось в том, что он увидел и
запечатлел в своем творчестве кричащие диссонансы там, где другие видели
цельность и гармоничность.
Вместе с тем изображение дисгармонии у Ибсена отнюдь не дисгармонично.
Мир не распадается в его произведениях на отдельные, несвязанные фрагменты
Форма ибсеновской драмы - строгая, четкая, собранная. Диссонансность мира
выявляется здесь в пьесах, единых по своему построению и колориту. Плохая
организация жизни выражается в превосходно организованных произведениях.
Мастером организации сложного материала Ибсен показал себя уже в
молодости. Как это ни странно, на своей родине Ибсен первоначально был
признан первым среди всех норвежских писателей не в качестве драматурга, а в
качестве поэта - автора стихов "на случай": песен для студенческих
праздников, прологов к пьесам и т. п. Юный Ибсен умел сочетать в таких
стихотворениях четкое развертывание мысли с подлинной эмоциональностью,
используя цепочки образов, во многом трафаретных для того времени, но в
достаточной мере обновленных в контексте стихотворения.
Памятуя призыв Г. Брандеса к скандинавским писателям "ставить на
обсуждение проблемы" Ибсена в конце XIX века нередко называли постановщиком
проблем. Но корни "проблемного" искусства в ибсеновском творчестве весьма
глубоки! Движение мысли всегда было исключительно важным для построения его
произведений, органически вырастая в его пьесах из развития внутреннего мира
персонажей. И эта черта также предвосхитила важные тенденции в мировой
драматургии XX века.
Генрик Ибсен родился 20 марта 1828 года в маленьком городке Шпене. Его
отец, состоятельный коммерсант, разорился, когда Генрику было восемь лет, и
мальчику пришлось очень рано, еще не достигнув шестнадцати лет, начать
самостоятельную жизнь. Он становится аптекарским учеником в Гримстаде -
городке, еще меньшем, чем Шиен, и проводит там свыше шести лет, живя в
весьма нелегких условиях. Уже в это время у Ибсена складывается резко
критическое, протестующее отношение к современному обществу, особенно
обостряющееся в 1848 году, под влиянием революционных событий в Европе. В
Гримстаде Ибсен пишет свои первые стихи и свою первую пьесу "Катилина"
(1849).
Двадцать восьмого апреля 1850 года Ибсен переезжает в столицу страны
Кристианию, где готовится к вступительным экзаменам в университет и
принимает активное участие в общественно-политической и литературной жизни.
Он пишет много стихотворений и статей, - в частности, публицистических. В
пародийной, гротескной пьеске "Норма, или Любовь политика" (1851) Ибсен
разоблачает половинчатость и трусость тогдашних норвежских оппозиционных
партий в парламенте - либералов и лидеров крестьянского движения. Он
сближается с рабочим движением, быстро развивающимся тогда в Норвегии "под
руководством Маркуса Тране, но вскоре подавленным полицейскими мерами. 26
сентября 1850 года в Кристианийском театре состоялась премьера первой пьесы
Полезные статьи:
Биография Ханса Кристиана Андерсена
Этот датский писатель хорошо знаком читателям нашей страны. Вряд ли найдется школьник, незнакомый с этим удивительным сказочником, к тому достаточно много литературных источников посвящено жизнеописанию Ханса Кристиана Андерсена.Поэтому н ...
Алогизм как средство речевого комизма в речи
рассказчика – героя
В литературно-художественных произведениях также, как и в жизни, алогизм бывает двоякий: люди или говорят несуразное, или совершают глупые поступки. Однако при ближайшем рассмотрении такое деление имеет только внешнее значение. Оба случая ...
Творить без любви нельзя
Екатерина Александровна Хитрово передает сказанные Гоголем слова: "Если мысли писателя не обращены на важные предметы, то в нем будет одна пустота. Надобно любовью согреть сердца; творить без любви нельзя". И далее Гоголь замети ...