Разделы


Материалы » Генрих Ибсен

Генрих Ибсен
Страница 1

Творчество Ибсена связует века - в буквальном смысле этого слова. Ею

истоки - в завершающемся, предреволюционном XVIII веке, в шиллеровском

тираноборчестве и в руссоистском обращении к природе и к простым людям. А

драматургия зрелого и позднего Ибсена, при всей его глубочайшей связи с

современной ему жизнью, намечает и существенные черты искусства XX века -

его сконденсированностъ, экспериментальность, многослойность.

Для поэзии XX века, по мнению одного из зарубежных исследователей,

весьма характерен, в частности, мотив пилы - с ее скрежетом, с ее острыми зубьями. В своих незаконченных воспоминаниях Ибсен, описывая свои детские годы, подчеркивает то впечатление, которое производил на него непрерывный визг лесопилок, сотни которых с утра до вечера работали в его родном городке Шиене. "Читая впоследствии о гильотине, - пишет Ибсен, - я всегда вспоминал об этих лесопилках". И это обостренное ощущение диссонансности, которое

проявил Ибсенребенок, впоследствии сказалось в том, что он увидел и

запечатлел в своем творчестве кричащие диссонансы там, где другие видели

цельность и гармоничность.

Вместе с тем изображение дисгармонии у Ибсена отнюдь не дисгармонично.

Мир не распадается в его произведениях на отдельные, несвязанные фрагменты

Форма ибсеновской драмы - строгая, четкая, собранная. Диссонансность мира

выявляется здесь в пьесах, единых по своему построению и колориту. Плохая

организация жизни выражается в превосходно организованных произведениях.

Мастером организации сложного материала Ибсен показал себя уже в

молодости. Как это ни странно, на своей родине Ибсен первоначально был

признан первым среди всех норвежских писателей не в качестве драматурга, а в

качестве поэта - автора стихов "на случай": песен для студенческих

праздников, прологов к пьесам и т. п. Юный Ибсен умел сочетать в таких

стихотворениях четкое развертывание мысли с подлинной эмоциональностью,

используя цепочки образов, во многом трафаретных для того времени, но в

достаточной мере обновленных в контексте стихотворения.

Памятуя призыв Г. Брандеса к скандинавским писателям "ставить на

обсуждение проблемы" Ибсена в конце XIX века нередко называли постановщиком

проблем. Но корни "проблемного" искусства в ибсеновском творчестве весьма

глубоки! Движение мысли всегда было исключительно важным для построения его

произведений, органически вырастая в его пьесах из развития внутреннего мира

персонажей. И эта черта также предвосхитила важные тенденции в мировой

драматургии XX века.

Генрик Ибсен родился 20 марта 1828 года в маленьком городке Шпене. Его

отец, состоятельный коммерсант, разорился, когда Генрику было восемь лет, и

мальчику пришлось очень рано, еще не достигнув шестнадцати лет, начать

самостоятельную жизнь. Он становится аптекарским учеником в Гримстаде -

городке, еще меньшем, чем Шиен, и проводит там свыше шести лет, живя в

весьма нелегких условиях. Уже в это время у Ибсена складывается резко

критическое, протестующее отношение к современному обществу, особенно

обостряющееся в 1848 году, под влиянием революционных событий в Европе. В

Гримстаде Ибсен пишет свои первые стихи и свою первую пьесу "Катилина"

(1849).

Двадцать восьмого апреля 1850 года Ибсен переезжает в столицу страны

Кристианию, где готовится к вступительным экзаменам в университет и

принимает активное участие в общественно-политической и литературной жизни.

Он пишет много стихотворений и статей, - в частности, публицистических. В

пародийной, гротескной пьеске "Норма, или Любовь политика" (1851) Ибсен

разоблачает половинчатость и трусость тогдашних норвежских оппозиционных

партий в парламенте - либералов и лидеров крестьянского движения. Он

сближается с рабочим движением, быстро развивающимся тогда в Норвегии "под

руководством Маркуса Тране, но вскоре подавленным полицейскими мерами. 26

сентября 1850 года в Кристианийском театре состоялась премьера первой пьесы

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Полезные статьи: