Генрих ИбсенСтраница 4
Гюнт умеет приспособиться к любым условиям, в которые он попадает, у него
нет никакого внутреннего Стержня. Безличность Пера особенно примечательна
тем, что он сам считает себя особым, неповторимым человеком, призванным для
необычайных свершений, и всячески подчеркивает свое, гюнтовское "я". Но эта
его особость проявляется лишь в его речах и мечтах, а в своих действиях он
всегда капитулирует перед обстоятельствами. Во всей своей жизни он всегда
руководствовался не подлинно человеческим принципом - будь самим собой, а
принципом троллей - упивайся самим собой.
И все же едва ли не главным в пьесе и для самого Ибсена, и для его
скандинавских современников было беспощадное разоблачение всего того, что
казалось Священным национальной романтике. Многими в Норвегии и Дании "Пер
Гюнт" был воспринят как произведение, стоящее за границами поэзии, грубое и
несправедливое. Ганс Христиан Андерсен называл его худшей из когда-либо
прочитанных им книг. Э. Григ в высшей степени неохотно - по сути дела,
только из-за гонорара - согласился написать музыку к пьесе и в течение ряда
лет откладывал выполнение своего обещания. Притом в своей замечательной
сюите, во многом обусловившей мировой успех пьесы, он чрезвычайно усилил
романтическое звучание "Пера Гюнта". Что же касается самой пьесы, то
чрезвычайно важно, что подлинный, высочайший лиризм присутствует в ней
только в тех сценах, в которых нет никакой условной
национально-романтической мишуры и решающим оказывается чисто человеческое
начало - глубочайшие переживания человеческой души, соотносящиеся с общим
фоном пьесы как разительный контраст к нему. Это прежде всего сцены,
связанные с образом Сольвейг, и сцена смерти Осе, принадлежащие к самым
трогательным эпизодам в мировой драматургии.
Именно эти сцены в соединении с музыкой Грига позволили "Перу Гюнту"
выступить во всем мире как воплощение норвежской романтики, хотя сама пьеса,
как мы уже подчеркнули, была написана для того, чтобы полностью свести счеты
с романтикой, освободиться от нее. Этой своей цели Ибсен достиг. После "Пера
Гюнта" он полностью отходит от романтических тенденций. Внешним проявлением
этого служит его окончательный переход в драматургии от стиха к прозе.
Живя вдали от родины, Ибсен внимательно следит за эволюцией норвежской
действительности, бурно развивавшейся в эти годы в экономическом,
политическом и культурном отношении, и затрагивает в своих пьесах многие
насущные вопросы норвежской жизни. Первым шагом в этом направлении была
острая комедия "Союз молодежи" (1869), которая, однако, в своей
художественной структуре во многом воспроизводит еще традиционные схемы
комедии интриги. Подлинная ибсеновская драма с тематикой из современной
жизни, обладающая особой, новаторской поэтикой, создается лишь в конце 70-х
годов.
Но до того, в отрезке времени между "Союзом молодежи" и "Столпами
общества" (1877), внимание Ибсена привлекают широкие мировые проблемы и
общие закономерности исторического развития человечества. Это было вызвано
всей атмосферой 60-х годов, богатых большими историческими событиями,
завершением которых явилась франко-прусская война 1870-1871 годов и
Парижская коммуна. Ибсену стало казаться, что надвигается решительный
исторический перелом, что существующее общество обречено на гибель и будет
заменено какими-то новыми, более свободными формами исторического
существования. Это ощущение надвигающейся катастрофы, страшной и вместе с
тем желанной, получило свое выражение в некоторых стихотворениях (особенно в
стихотворении "Моему другу, революционному оратору"), а также в обширной
"всемирно-исторической драме" "Кесарь и галилеянин" (1873). В этой дилогии
изображена судьба Юлиана-отступника, римского императора, отрекшегося от
христианства и пытавшегося вернуться к древним богам античного мира.
Полезные статьи:
Образ «города» в творчестве В.В. Маяковского
Авангард (от франц. – передовой отряд) обозначает радикальные нереалистические течения в искусстве 20 века, открыто противопоставляет себя традиции и ориентирован на эксперимент. В данное понятие включают литературное течение – футуризм, ...
Зощенко и его герой. Зощенко – мастер комического
Михаил Зощенко довел до совершенства манеру комического сказа, имевшего богатые традиции в русской литературе. Им создан оригинальный стиль - лирико-иронического повествования в рассказах 20х-30х гг. и цикле «Сентиментальных повестей».
Т ...
Пространности стиля
Пространности стиля способствует употребление определения понятия вместо имени; например, если сказать не «круг», а «плоская поверхность, все конечные точки которой равно отстоят от центра». Сжатости же стиля способствует противоположн ...