Генрих ИбсенСтраница 7
вкладываются Соответствующие обобщенные рассуждения, подводятся к этим
рассуждениям всем ходом действия. Выпавшие на их долю переживания заставляют
их задуматься над весьма общими вопросами и делают их способными составить и
изложить свое мнение по этим вопросам. Конечно, та Нора, которую мы видим в
первом акте и которая нам представляется легкомысленной и веселой
"белочкой", вряд ли могла бы сформулировать те мысли, которые так четко
излагаются ею в пятом акте, во время объяснения с Хельмером. Но все дело в
том, что в ходе действия прежде всего выяснилось, что Нора уже в первом акте
фактически была иной - много выстрадавшей и способной принимать серьезные
решения женщиной. А затем сами изображенные в пьесе события раскрыли глаза
Норы на многие стороны ее жизни, умудрили ее.
Кроме того, отнюдь нельзя ставить знак равенства между взглядами
персонажей Ибсена и взглядами самого драматурга. В какой-то мере это
касается даже доктора Стокмана - персонажа, который во многом наиболее
близок автору. У Стокмана ибсеновская критика буржуазного общества дана в
предельно заостренном, сверхпарадоксальном виде.
Итак, огромная роль сознательного, интеллектуального начала в
построении сюжета и в поведении персонажей ибсеновской драматургии отнюдь не
снижает ее общей адекватности тому миру, который в этой драматургии
отображен. Герой Ибсена - это не "рупор идеи", а человек, обладающий всеми
измерениями, свойственными природе человека, в том числе интеллектом и
стремлением к активности. Этим он решительно отличается от типических
персонажей развивавшейся в конце XIX века натуралистической и
неоромантической литературы, у которых интеллект, контролирующий
человеческое поведение, был отключен - частично или даже полностью. Это не
означает, что ибсеновским героям совершенно чужды интуитивные поступки. Они
вообще никогда не превращаются в схемы. Но их внутренний мир интуицией не
исчерпывается, и они способны действовать, а не только сносить удары судьбы.
Наличие таких героев объясняется в значительной мере тем, что сама
норвежская действительность в силу особенностей исторического развития
Норвегии была богата подобными людьми. Как писал в 1890 году Фридрих Энгельс
в письме к П. Эрнсту, "норвежский крестьянин _никогда не был крепостным_, и
это придает всему развитию, - подобно тому, как и в Кастилии, - совсем
другой фон. Норвежский мелкий буржуа - сын свободного крестьянина, и
вследствие этого он - _настоящий человек_ по сравнению с вырождающимся
немецким мещанином. И норвежская мещанка также отличается, как небо от
земли, от супруги немецкого мещанина. И каковы бы, например, ни были
недостатки драм Ибсена, эти драмы хотя и отображают мир мелкой и средней
буржуазии, но мир, совершенно отличный от немецкого - мир, в котором люди
еще обладают характером и инициативой и действуют самостоятельно, хотя
подчас, по понятиям иностранцев, довольно странно" {К. Маркс и Ф. Энгельс,
Сочинения, т. 37, стр. 352-353.}.
Прототипов своих героев, активных и интеллектуальных, Ибсен находил,
впрочем, не только в Норвегии. Уже с середины 60-х годов Ибсен вообще
осмыслял свою непосредственно норвежскую проблематику и в более широком
плане, как составной момент развития общемировой действительности. В
частности, ибсеновское стремление в драматургии 70-х и 80-х годов обратиться
к персонажам деятельным и способным на решительный протест поддерживалось
также наличием в тогдашнем мире людей, которые боролись за осуществление
своих идеалов, не останавливаясь ни перед какими жертвами. Особенно важным в
этом отношении для Ибсена был пример русского революционного движения,
которым норвежский драматург восхищался. Так, в одной из своих бесед с Г.
Брандесом, состоявшейся, вероятно, в 1874 году. Ибсен, применяя свой
излюбленный метод - метод парадокса, превозносил "замечательный гнет",
царящий в России, потому что этим гнетом порождается "прекрасное
Полезные статьи:
Дунайская Русь в исторических источниках
Чем же объясняется столь тесная взаимосвязь русского эпоса с преданиями германских и славянских народов Средней Европы? Заимствование не объясняло уже того уровня, который раскрыл в своих работах Веселовский, – совпадения генеалогий герое ...
Сон и явь
Мотив сна является одним из самых распространенных в творчестве Д.И. Хармса, проявления его разнообразны: персонажи засыпают, просыпаются, часто мучаются от невозможности заснуть или наоборот проснуться, или остаться в состоянии бодрствов ...
Моё отношение к затронутым проблемам в этой работе.
Я разделяю мнение Камю в том, что самоубийство это уход от проблем, осознание своей беспомощности и слабости. Но в тоже время это смелый шаг.
Жизнь каждого из нас абсурдна в какой-то мере. Каждый борется с препятствиями судьбы, желая под ...