Разделы


Материалы » Генрих Ибсен

Генрих Ибсен
Страница 7

вкладываются Соответствующие обобщенные рассуждения, подводятся к этим

рассуждениям всем ходом действия. Выпавшие на их долю переживания заставляют

их задуматься над весьма общими вопросами и делают их способными составить и

изложить свое мнение по этим вопросам. Конечно, та Нора, которую мы видим в

первом акте и которая нам представляется легкомысленной и веселой

"белочкой", вряд ли могла бы сформулировать те мысли, которые так четко

излагаются ею в пятом акте, во время объяснения с Хельмером. Но все дело в

том, что в ходе действия прежде всего выяснилось, что Нора уже в первом акте

фактически была иной - много выстрадавшей и способной принимать серьезные

решения женщиной. А затем сами изображенные в пьесе события раскрыли глаза

Норы на многие стороны ее жизни, умудрили ее.

Кроме того, отнюдь нельзя ставить знак равенства между взглядами

персонажей Ибсена и взглядами самого драматурга. В какой-то мере это

касается даже доктора Стокмана - персонажа, который во многом наиболее

близок автору. У Стокмана ибсеновская критика буржуазного общества дана в

предельно заостренном, сверхпарадоксальном виде.

Итак, огромная роль сознательного, интеллектуального начала в

построении сюжета и в поведении персонажей ибсеновской драматургии отнюдь не

снижает ее общей адекватности тому миру, который в этой драматургии

отображен. Герой Ибсена - это не "рупор идеи", а человек, обладающий всеми

измерениями, свойственными природе человека, в том числе интеллектом и

стремлением к активности. Этим он решительно отличается от типических

персонажей развивавшейся в конце XIX века натуралистической и

неоромантической литературы, у которых интеллект, контролирующий

человеческое поведение, был отключен - частично или даже полностью. Это не

означает, что ибсеновским героям совершенно чужды интуитивные поступки. Они

вообще никогда не превращаются в схемы. Но их внутренний мир интуицией не

исчерпывается, и они способны действовать, а не только сносить удары судьбы.

Наличие таких героев объясняется в значительной мере тем, что сама

норвежская действительность в силу особенностей исторического развития

Норвегии была богата подобными людьми. Как писал в 1890 году Фридрих Энгельс

в письме к П. Эрнсту, "норвежский крестьянин _никогда не был крепостным_, и

это придает всему развитию, - подобно тому, как и в Кастилии, - совсем

другой фон. Норвежский мелкий буржуа - сын свободного крестьянина, и

вследствие этого он - _настоящий человек_ по сравнению с вырождающимся

немецким мещанином. И норвежская мещанка также отличается, как небо от

земли, от супруги немецкого мещанина. И каковы бы, например, ни были

недостатки драм Ибсена, эти драмы хотя и отображают мир мелкой и средней

буржуазии, но мир, совершенно отличный от немецкого - мир, в котором люди

еще обладают характером и инициативой и действуют самостоятельно, хотя

подчас, по понятиям иностранцев, довольно странно" {К. Маркс и Ф. Энгельс,

Сочинения, т. 37, стр. 352-353.}.

Прототипов своих героев, активных и интеллектуальных, Ибсен находил,

впрочем, не только в Норвегии. Уже с середины 60-х годов Ибсен вообще

осмыслял свою непосредственно норвежскую проблематику и в более широком

плане, как составной момент развития общемировой действительности. В

частности, ибсеновское стремление в драматургии 70-х и 80-х годов обратиться

к персонажам деятельным и способным на решительный протест поддерживалось

также наличием в тогдашнем мире людей, которые боролись за осуществление

своих идеалов, не останавливаясь ни перед какими жертвами. Особенно важным в

этом отношении для Ибсена был пример русского революционного движения,

которым норвежский драматург восхищался. Так, в одной из своих бесед с Г.

Брандесом, состоявшейся, вероятно, в 1874 году. Ибсен, применяя свой

излюбленный метод - метод парадокса, превозносил "замечательный гнет",

царящий в России, потому что этим гнетом порождается "прекрасное

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Полезные статьи: