Генрих ИбсенСтраница 11
ведущую в какую-то неясную, колеблющуюся даль. Порой здесь выступают и
странные, фантастические существа, происходят странные, трудно объяснимые
события (особенно в "Маленьком Эйольфе"). Нередко о позднем Ибсене вообще
говорят как о символисте или неоромантике.
Но новые стилевые черты поздних пьес Ибсена органически включены в
общую художественную систему его драматургии 70-80-х годов. Вся их символика
и вся та неопределенная дымка, которой они окружены, является важнейшей
составной частью их общего колорита и эмоционального строя, придает им
особую смысловую емкость. В ряде случаев носителями ибсеновской символики
являются какие-либо осязательные, чрезвычайно конкретные предметы или
явления, которые соединены множеством нитей не только с общим замыслом, но и
с сюжетным построением пьесы. Особенно показательна в этом плане живущая на
чердаке в доме Экдаля дикая утка с пораненным крылом: она воплощает судьбу
человека, которого жизнь лишила возможности устремиться ввысь, и вместе с
тем играет важную роль во всем развитии действия в пьесе, которая с глубоким
смыслом и носит заглавие "Дикая утка".
В 1898 году, за восемь лет до смерти Ибсена, торжественно справлялось
семидесятилетие великого норвежского драматурга. Его имя в это время было во
всем мире одним из самых знаменитых писательских имен, его пьесы ставились в
театрах множества стран.
В России Ибсен был одним из "властителей дум" передовой молодежи
начиная с 90-х годов, но особенно в начале 1900-х годов. Многие постановки
ибсеновских пьес оставили значительный след в истории русского театрального
искусства. Большим общественным событием явился мхатовский спектакль "Враг
народа" в Петербурге 4 марта 1901 года. Огромный резонанс имела постановка
"Кукольного дома" в театре В. Ф. Комиссаржевской в Пассаже - с В. Ф.
Комиссаржевской в роли Норы. Ибсеновские мотивы - в частности, мотивы из
"Пера Гюнта" - явственно звучали в поэзии А. А. Блока. "Сольвейг, ты
прибежала на лыжах ко мне ." - так начинается одно из стихотворений Блока.
А эпиграфом к своей поэме "Возмездие" Блок взял слова из ибсеновского
"Строителя Сольнеса": "Юность - это возмездие".
И в последующие десятилетия пьесы Ибсена нередко появляются в
репертуаре разных театров во всем мире. Но все же творчество Ибсена начиная
с 20-х годов становится менее популярным. Однако традиции ибсеновской
драматургии весьма сильны и в мировой литературе XX века. В конце прошлого и
в самом начале нашего столетия у драматургов разных стран можно было
услышать отзвуки таких черт ибсеновского искусства, как актуальность
проблематики, напряженность и "подтекстность" диалога, введение символики,
органически вплетающейся в конкретную ткань пьесы. Здесь надо назвать прежде
всего Б. Шоу и Г. Гауптмана, но в какой-то мере и А. П. Чехова, несмотря на
неприятие Чеховым общих принципов ибсеновской поэтики. А начиная с 30-х
годов XX века все большую роль играет ибсеновский принцип аналитического
построения пьесы. Обнаружение предыстории, зловещих тайн прошлого, без
раскрытия которых, непонятно настоящее, становится одним из излюбленных
приемов как театральной, так и кинодраматургия, достигая своего апогея в
произведениях, изображающих - в той или иной форме - судебное
разбирательство. Влияние Ибсена - правда, чаще всего не прямое -
перекрещивается здесь с влиянием античной драмы.
Дальнейшее развитие получает и тенденция ибсеновской драматургии к
максимальной концентрации действия и к сокращению числа персонажей, и также
к максимальной многослойности диалога. И с новой силой оживает ибсеновская
поэтика, направленная на раскрытие вопиющего расхождения между прекрасной
видимостью и внутренним неблагополучием изображаемой действительности.
Полезные статьи:
Утопия ХХ века
В XX веке развитие европейской и, в частности британской, утопической традиции продолжалось. В основе расцвета утопии в первые десятилетия XX века лежала овладевшая в это время общественным сознанием «научная эйфория» — когда интенсификац ...
Система персонажей
Литературный герой – лицо ярко индивидуальное и в то же время отчетливо коллективное, то есть порожденное общественной средой, межличностными отношениями. Он редко представляется изолированно, в «театре одного актера». Герой расцветает в ...
Трансформация детективного жанра.
Необходимо признать преемственность и родственность готического и детективного жанров. В определенной степени прародителем детектива стала готика. Творчество Уилки Коллинза и Артура Конан Дойля своими корнями уходит в традиции диккенсовс ...