Разделы


Материалы » Генрих Ибсен

Генрих Ибсен
Страница 10

но не в облике враждебных ему сил, а в облике любящей его и верящей в него

Хильды. Воодушевленный ею, он поднимается на высокую башню построенного им

здания - и падает, охваченный головокружением.

Но и отсутствие внутренней раздвоенности не приносит успеха человеку,

пытающемуся выполнить свое призвание, не считаясь с другими людьми.

Банкиру и крупному дельцу Боркману, мечтающему стать Наполеоном в

экономической жизни страны и покорять все новые и новые силы природы, чужда

всякая слабость. Сокрушительный удар ему наносят внешние силы. Его врагам

удается изобличить его в злоупотреблении чужими деньгами. Но и после

длительного тюремного заключения он остается внутренне не сломленным и

мечтает снова вернуться к своей любимой деятельности. Вместе с тем подлинная

причина его крушения, обнаруживающаяся по ходу действия пьесы, лежит глубже.

Еще молодым человеком он оставил женщину, которую любил и которая любила

его, и женился на ее богатой сестре, чтобы получить средства, без которых он

не мог бы приступить к своим спекуляциям. И именно то, что он предал свою

подлинную любовь, убил живую душу в любящей его женщине, приводит, по логике

пьесы, Боркмана к катастрофе.

И Сольнес и Боркман - каждый по-своему - люди большого формата. И этим

они привлекают Ибсена, издавна стремившегося утвердить полноценную,

нестертую человеческую личность. Но реализовать свое призвание они роковым

образом могут, лишь потеряв чувство ответственности перед другими людьми.

Такова суть того основного конфликта, который Ибсен усматривал в современном

ему обществе и который, будучи весьма актуален для той эпохи, предвосхитил

также - пусть косвенно и в чрезвычайно ослабленном виде - страшную

действительность XX века, когда силы реакции для достижения своих целей

приносили в жертву миллионы невинных людей. Если Ницше, также не представляя

себе, конечно, реальной практики XX века, в принципе утверждал подобное

право "сильного", то Ибсен в принципе отрицал это право, в каких бы формах

оно ни проявлялось.

В отличие от Сольнеса и Боркмана, Гедда Габлер, героиня несколько более

ранней пьесы Ибсена ("Гедда Габлер", 1890), лишена подлинного призвания. Но

она обладает сильным, самостоятельным характером и, привыкнув, как дочь

генерала, к жизни богатой, аристократической, чувствует себя глубоко

неудовлетворенной мещанской обстановкой и однообразным течением жизни в доме

своего мужа - бездарного ученого Тесмана. Она стремится вознаградить себя,

бессердечно играя судьбой других людей и пытаясь добиться, хотя бы ценой

величайшей жестокости, чтобы произошло хоть что-то яркое и значительное. А

когда и это ей не удается, тогда ей начинает казаться, что за ней "всюду так

и следует по пятам смешное и пошлое", и она кончает жизнь самоубийством.

Правда, Ибсен дает возможность объяснить капризное и доходящее до полного

цинизма поведение Гедды не только особенностями ее характера и историей ее

жизни, но физиологическими мотивами - а именно тем, что она беременна.

Ответственность человека перед другими людьми трактуется - с теми или

иными вариациями - ив остальных поздних пьесах Ибсена ("Маленький Эйольф",

1894, и "Когда мы, мертвые, пробуждаемся, 1898).

Начиная с "Дикой утки" в пьесах Ибсена еще более усиливается

многоплановость и емкость образов. Все менее оживленным - во внешнем смысле

этого слова - становится диалог. Особенно в самых поздних пьесах Ибсена все

более длительными становятся паузы между репликами, и персонажи все чаще не

столько отвечают друг другу, сколько говорят каждый о своем. Аналитизм

композиции сохраняется, но для развития действия теперь важны не столько

постепенно выясняющиеся прежние поступки персонажей, сколько их постепенно

обнаруживающиеся прежние чувства и мысли. В ибсеновских пьесах усиливается и

символика, причем она подчас становится очень сложной и создает перспективу,

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11


Полезные статьи:

Заключение.
Подводя итог проделанной мной работы, получается, что друзья Пушкина - действительно были «друзьями его души» и он сам являлся «другом их души». Более того, каждый настоящий друг давал Пушкину что-то новое (не в материальном смысле, а в д ...

Черты традиционного и модернистского романа в произведении Германа Гессе “Степной волк”. Черты модернизма в романе “Степной волк”
1. В центре стоит не традиционный герой, а больной, запуганный, разрываемый в разные стороны человек. Гарри Галлер принадлежит к поколению, жизнь которого пришлась на период “между двумя эпохами”. Он воспринимает свое время как эпоху глу ...

Вступление
«… Онегин – это русский, он возможен только в России, в ней он нужен и его встречают на каждом шагу… «Герой нашего времени» Лермонтова – его младший брат.» (А.И. Герцен) В девятнадцатом веке в России господствовал самодержавно-крепостни ...