Разделы


Материалы » Генрих Ибсен

Генрих Ибсен
Страница 9

самоубийством, бросаясь в водопад, как это сделала Беата, жена Росмера.

Но переход Ибсена к новой проблематике совершился еще до

"Росмерсхольма" - в "Дикой утке" (1884). В этой пьесе заново подымаются

вопросы, которым в свое время бил посвящен "Бранд". Но брандовское

требование абсолютной бескомпромиссности лишается здесь своей героики,

выступает даже в нелепом, комическом обличье. Проповедующий брандовскую

мораль Грегерс Верле вносит только горе и смерть в семью своего старого

друга, фотографа Ялмара Экдала, которую он хочет морально поднять и избавить

от лжи. Брандовская нетерпимость к людям, не решающимся выйти из рамок своей

повседневной жизни, сменяется в "Дикой утке" призывом подходить к каждому

человеку с учетом его сил и возможностей. Грегерсу Верле противостоит доктор

Реллинг, который лечит "бедных больных" (а больны, по его словам, почти все)

с помощью "житейской лжи", то есть такого самообмана, который делает

осмысленной и значительной их неприглядную жизнь.

Вместе с тем концепция "житейской лжи" отнюдь не утверждается в "Дикой

утке" полностью. Прежде всего, в пьесе есть и персонажи, которые от

"житейской лжи" свободны. Это не только чистая девочка Хедвиг, полная любви,

готовая к самопожертвованию - и действительно жертвующая собой. Это и такие

лишенные всякой сентиментальности люди практической жизни, как опытный и

безжалостный делец Верле, отец Грегерса, и его экономка, фру Сербю. И хотя

старый Верле и фру Сербю крайне себялюбивы и эгоистичны, они стоят все же,

но логике пьесы - отказываясь от всяких иллюзий и называя вещи своими

именами, - несравненно выше тех, кто предается "житейской лжи". Им удается

даже осуществить тот самый "истинный брак", основанный на правде и

искренности, к которому Грегерс тщетно призывал Ялмара Экдала и его жену

Гину. А затем - и это особенно важно - концепция "житейской лжи"

опровергается во всей последующей драматургии Ибсена - и прежде всего в

"Росмерсхольме", где побеждает неуклонное стремление Росмера к истине, его

отказ от всякого самообольщения и лжи.

Центральная проблема драматургии Ибсена начиная с "Росмерсхольма" - это

проблема тех опасностей, которые таятся в стремлении человека к полному

осуществлению своего призвания. Такое стремление, само по себе не только

закономерное, но для Ибсена даже обязательное, оказывается иногда достижимым

лишь за счет счастья и жизни других людей - и тогда возникает трагический

конфликт. Эта проблема, впервые поставленная Ибсеном уже в "Воителях в

Хельгеланде", с наибольшей силой развернута в "Строителе Сольнесе" (1892) и

в "Йуне Габриэле Боркмане" (1896). Герои обеих этих пьес решаются принести в

жертву для выполнения своего призвания судьбу других людей и терпят

крушение.

Сольнес, удачливый во всех своих начинаниях, сумевший добиться широкой

известности, несмотря па то что он не получил настоящего архитекторского

образования, гибнет не от столкновения с внешними силами. Приход юной

Хильды, побуждающей его стать таким же смелым, каким он был когда-то,

является лишь поводом к его гибели. Подлинная причина гибели заложена в его

раздвоенности и слабости. С одной стороны, он выступает как человек, готовый

принести себе в жертву счастье других людей: свою архитекторскую карьеру он

делает, по его собственному мнению, за счет счастья и здоровья своей жены, а

в своей конторе он беспощадно эксплуатирует старого архитектора Брувика и

его талантливого сына, которому он не дает возможности самостоятельно

работать, так как боится, что тот скоро его превзойдет. С другой стороны, он

все время ощущает несправедливость своих действий и обвиняет себя даже в

том, в чем он, по сути дела, вообще не может быть повинен. Он все время

тревожно ждет расплаты, возмездия, и возмездие действительно настигает его,

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11


Полезные статьи:

Михаил Юрьевич Лермонтов в Ставрополе
Однако, пребывание Лермонтова на Кавказе не ограничивается одним лишь Питегорском, где поэт поправлял своё здоровье на минеральных водах. Известно, что Лермонтов несколько раз посещал наш город – Ставрополь. В двадцатые годы это было дост ...

Пространственная доминанта в готическом романе.
Одной из ведущих форм готического типа сюжетного развертывания образа человека и мира является особая пространственная организация произведения. Готический тип сюжетного развертывания определяется спецификой основных разрабатываемых в ...

Готический роман в историческом аспекте. Готическое искусство. Истоки и эволюция.
Термин «готика» (от фр. gotique — «готский», по названию германского племени готов) возник в эпоху Возрождения. Преимущественно он употреблялся для обозначения художественного стиля, завершившего развитие средневекового искусства в Западн ...