Разделы


Материалы » Генрих Ибсен

Генрих Ибсен
Страница 9

самоубийством, бросаясь в водопад, как это сделала Беата, жена Росмера.

Но переход Ибсена к новой проблематике совершился еще до

"Росмерсхольма" - в "Дикой утке" (1884). В этой пьесе заново подымаются

вопросы, которым в свое время бил посвящен "Бранд". Но брандовское

требование абсолютной бескомпромиссности лишается здесь своей героики,

выступает даже в нелепом, комическом обличье. Проповедующий брандовскую

мораль Грегерс Верле вносит только горе и смерть в семью своего старого

друга, фотографа Ялмара Экдала, которую он хочет морально поднять и избавить

от лжи. Брандовская нетерпимость к людям, не решающимся выйти из рамок своей

повседневной жизни, сменяется в "Дикой утке" призывом подходить к каждому

человеку с учетом его сил и возможностей. Грегерсу Верле противостоит доктор

Реллинг, который лечит "бедных больных" (а больны, по его словам, почти все)

с помощью "житейской лжи", то есть такого самообмана, который делает

осмысленной и значительной их неприглядную жизнь.

Вместе с тем концепция "житейской лжи" отнюдь не утверждается в "Дикой

утке" полностью. Прежде всего, в пьесе есть и персонажи, которые от

"житейской лжи" свободны. Это не только чистая девочка Хедвиг, полная любви,

готовая к самопожертвованию - и действительно жертвующая собой. Это и такие

лишенные всякой сентиментальности люди практической жизни, как опытный и

безжалостный делец Верле, отец Грегерса, и его экономка, фру Сербю. И хотя

старый Верле и фру Сербю крайне себялюбивы и эгоистичны, они стоят все же,

но логике пьесы - отказываясь от всяких иллюзий и называя вещи своими

именами, - несравненно выше тех, кто предается "житейской лжи". Им удается

даже осуществить тот самый "истинный брак", основанный на правде и

искренности, к которому Грегерс тщетно призывал Ялмара Экдала и его жену

Гину. А затем - и это особенно важно - концепция "житейской лжи"

опровергается во всей последующей драматургии Ибсена - и прежде всего в

"Росмерсхольме", где побеждает неуклонное стремление Росмера к истине, его

отказ от всякого самообольщения и лжи.

Центральная проблема драматургии Ибсена начиная с "Росмерсхольма" - это

проблема тех опасностей, которые таятся в стремлении человека к полному

осуществлению своего призвания. Такое стремление, само по себе не только

закономерное, но для Ибсена даже обязательное, оказывается иногда достижимым

лишь за счет счастья и жизни других людей - и тогда возникает трагический

конфликт. Эта проблема, впервые поставленная Ибсеном уже в "Воителях в

Хельгеланде", с наибольшей силой развернута в "Строителе Сольнесе" (1892) и

в "Йуне Габриэле Боркмане" (1896). Герои обеих этих пьес решаются принести в

жертву для выполнения своего призвания судьбу других людей и терпят

крушение.

Сольнес, удачливый во всех своих начинаниях, сумевший добиться широкой

известности, несмотря па то что он не получил настоящего архитекторского

образования, гибнет не от столкновения с внешними силами. Приход юной

Хильды, побуждающей его стать таким же смелым, каким он был когда-то,

является лишь поводом к его гибели. Подлинная причина гибели заложена в его

раздвоенности и слабости. С одной стороны, он выступает как человек, готовый

принести себе в жертву счастье других людей: свою архитекторскую карьеру он

делает, по его собственному мнению, за счет счастья и здоровья своей жены, а

в своей конторе он беспощадно эксплуатирует старого архитектора Брувика и

его талантливого сына, которому он не дает возможности самостоятельно

работать, так как боится, что тот скоро его превзойдет. С другой стороны, он

все время ощущает несправедливость своих действий и обвиняет себя даже в

том, в чем он, по сути дела, вообще не может быть повинен. Он все время

тревожно ждет расплаты, возмездия, и возмездие действительно настигает его,

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11


Полезные статьи:

Лексические изобразительно-выразительные средства. Слова нейтральные и стилистичеки окрашенные
Уметь грамотно писать и говорить совершенно необходимо, чтобы быть образованным, культурным человеком. Но, для того чтобы выразить свои мысли полностью, передать их так, чтобы другие поняли именно то, что вы хотели сказать, одной грамотно ...

Кр. Содержание
"Угрюмец" был в 317 до н.э. удостоен первого приза на Ленеях (празднике в честь Диониса). Это высоконравственная комедия, в которой Менандр, несмотря на свои 25 лет, выказывает себя вполне опытным мастером. В сельской обстановке ...

Жизненный путь Н.В. Гоголя
В литературе о Н.В.Гоголе закрепилась традиция: всякий рассказ о писателе начинать с конца- с последних дней Н.В.Гоголя. Так начал свою проникновенную, удивительно, непривычно для этого автора сентиментальную лекцию о Гоголе В.В.Набоков. ...