Разделы


Материалы » Генрих Ибсен

Генрих Ибсен
Страница 8

свободолюбие". И он формулировал: "Россия - одна из немногих стран на земле,

где люди еще любят свободу и приносят ей жертвы . Потому-то страна и стоит

так высоко в поэзии и искусстве".

Утверждая роль сознания в поведении своих героев, Ибсен строит действие

своих пьес как неотвратимый процесс, закономерно обусловленный определенными

предпосылками. Поэтому он решительно отвергает какие бы то ни было сюжетные

натяжки, всякое непосредственное вмешательство случая в окончательное

определение судьбы своих героев. Развязка пьесы должна наступить как

необходимый результат столкновения противоборствующих сил. вытекая из их

подлинного, глубинного характера. Развитие сюжета должно быть существенным,

то есть основываться на реальных, типических чертах изображаемой

действительности. Но это достигается не путем схематизации сюжета. Напротив,

ибсеновские пьесы обладают подлинной жизненностью. В них вплетается

множество различных мотивов, конкретных и своеобразных, непосредственно

отнюдь не порожденных основной проблематикой пьесы. Но эти побочные мотивы

не разбивают и не подменяют собой логику развития центрального конфликта, а

только оттеняют этот конфликт, иногда даже содействую тому, чтобы он

выступил с особенной силой. Так в "Кукольном доме" есть сцена, которая могла

бы стать основой для "счастливой развязки" изображенной в пьесе коллизии.

Когда Крогстад узнает, что фру Линне, подруга Норы, любит его и готова -

несмотря на его темное прошлое - выйти за него замуж, он предлагает ей взять

обратно свое роковое письмо Хельмеру. Но фру Линне не хочет этого. Она

говорит: "Нет, Крогстад, не требуйте своего письма обратно . Пусть Хельмер

все узнает. Пусть эта злополучная тайна выйдет на свет божий. Пусть они,

наконец, объяснятся между собой начистоту. Невозможно, чтобы так

продолжалось - эти вечные тайны, увертки". Итак, действие не сворачивает в

сторону под влиянием случая, а направляется к своей подлинной развязке, в

которой раскрывается истинная сущность отношений между Норой и ее мужем.

Как поэтика, так и проблематика ибсеновских пьес с конца 70-х годов по

конец 90-х годов не оставалась неизменной. Те общие черты ибсеновской

драматургии, о которых была речь в предыдущем разделе, в максимальной мере

характерны для нее в период между "Столпами общества" и "Врагом народа",

когда произведения Ибсена были в наибольшей степени насыщены социальной

проблематикой.

Между тем начиная с середины 80-х годов на передний план в ибсеновском

творчестве выдвигается сложный внутренний мир человека: издавна волновавшие

Ибсена проблемы цельности человеческой личности, возможности осуществления

человеком своего призвания и т. д. Даже если непосредственная тематика

пьесы, как, например, в "Росмерсхольме" (1886), носит политический характер,

связана с борьбой между норвежскими консерваторами и свободомыслящими, ее

подлинной проблематикой является все же столкновение эгоистического и

гуманистического начал в человеческой душе, больше не подчиняющейся нормам

религиозной морали. Основной конфликт пьесы - это конфликт между слабым и

далеким от жизни Иоганнесом Росмером, бывшим пастором, отказавшимся от своих

прежних религиозных убеждений, и живущей в его доме Ребеккой Вест,

незаконнорожденной дочерью бедной и невежественной женщины, изведавшей нужду

и унижения. Ребекка - носительница хищнической морали, считающая, что она

вправе любой ценой добиться своей цели, - любит Росмера и с помощью

безжалостных и хитрейших приемов добивается того, что жена Росмера кончает

жизнь самоубийством. Однако Росмер, не приемлющий никакой лжи, стремящийся к

воспитанию свободных и благородных людей и желающий действовать только

благородными средствами, при всей своей слабости, оказывается Сильнее

Ребекки, хотя он также любит ее. Он отказывается принять счастье, купленное

гибелью другого человека, - и Ребекка подчиняется ему. Они кончают жизнь

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Полезные статьи:

Пространственно - временные образы в эпиграфах к главам романа, их художественные функции.
Эпиграфы к главам романа делятся на две группы: цитаты из поэзии 18 века и строки из народных песен и пословицы. Такой подбор эпиграфов и такое их разделение не случайно. Эпиграфы к главам образуют здесь целую систему. В них звучат голоса ...

Отъезд в Италию
Несмотря на внешнее спокойствие, поэт не мог ограничиться окружением двора герцога. Он смутно чувствовал неудовлетворенность. И однажды, в 1786 г., тайно покинув Веймар, уехал в Италию и прожил там два года. Античность, живопись, созерцан ...

Тема Наполеона в произведениях Стендаля.
И Фабрицио, и Жюльен преклоняются перед Наполеоном, идеализируя его. Они оба романтики, жаждущие романтических подвигов. «Пармская обитель»: Фабрицио узнает, что его любимый Наполеон высадился снова во Франции (эпоха 100 дней) и должен ...