Разделы


Материалы » Генрих Ибсен

Генрих Ибсен
Страница 6

самого Хельмера, оказавшегося себялюбцем и трусом, так и его жены Норы, которая сначала выступает как легкомысленное и полностью довольное своей участью создание, но на самом деле оказывается человеком сильным, способным к жертвам и желающим самостоятельно мыслить. К аналитической структуре пьесы

относится и широкое использование предыстории, раскрытия сюжетных тайн, как важной движущей силы в развертывании действия. Постепенно выясняется, что Нора, чтобы получить взаймы от ростовщика Крогстада деньги, необходимые для лечения мужа, подделала подпись своего отца. Вместе с тем весьма насыщенным и напряженным оказывается и внешнее действие пьесы: нарастание угрозы разоблачения Норы, попытка Норы отсрочить момент, когда Хельмер прочитает письмо Крогстада, лежащее в почтовом ящике, и т. д.

А в "Привидениях", на фоне непрекращающегося дождя происходит

постепенное выяснение подлинного существа той жизни, которая выпала на долю

фру Алвивг, вдовы богатого камергера, а также обнаруживается, что ее сын

болен, и обнажаются подлинные причины его болезни. Все отчетливее

вырисовывается облик покойного камергера, развратного, спившегося человека,

грехи которого - и при жизни его, и после его смерти - фру Алвинг пыталась

скрыть, чтобы избежать скандала и чтобы Освальд не знал, каким был его отец.

Нарастающее ощущение неминуемой катастрофы находит свое завершение в пожаре

приюта, только что построенного фру Алвинг, чтобы увековечить память о

никогда не существовавших добродетелях ее мужа, и в неизлечимом заболевании

Освальда. Таким образом, и здесь внешнее и внутреннее развитие сюжета

взаимодействуют органически, объединяясь также исключительно выдержанным

общим колоритом.

Особое значение для драматургии Ибсена в это время имеет внутреннее

развитие персонажей. Еще в "Союзе молодежи" мир и Строй мысли действующих

лиц, по сути дела, не подвергался изменению на всем протяжении пьесы. Между

тем в драмах Ибсена, начиная со "Столпов общества", душевный строй главных

персонажей обычно становится иным под влиянием событий, происходящих на

сцене, и в результатах "заглядывания в прошлое". И этот сдвиг в их

внутреннем мире оказывается часто едва ли не главным во всем сюжетном

развитии. Эволюция консула Берника от жесткого дельца к человеку,

осознавшему свои прегрешения и решившемуся на покаяние, составляет важнейший

итог "Столпов общества" окончательное разочарование Норы в ее семейной

жизни, осознание ею необходимости начать новое существование, чтобы стать

полноценным человеком, - вот к чему приводит развитие действия в "Кукольном

доме". И именно этот процесс внутреннего роста Норы и обусловливает сюжетную

развязку пьесы - уход Норы от мужа. Во "Враге народа" важнейшую роль играет

тот путь, который проходит мысль доктора Стокмана - от одного

парадоксального открытия к другому, еще более парадоксальному, но еще более

общему в социальном смысле. Несколько сложнее обстоит дело в "Привидениях".

Внутреннее освобождение фру Алвинг от всех догм привычной буржуазной морали

произошло еще до начала пьесы, но по ходу пьесы фру Алвинг приходит к

пониманию той трагической ошибки, которую она совершила, отказавшись от

перестройки своей жизни в соответствии со своими новыми убеждениями и

трусливо скрыв от всех подливное лицо своего мужа.

Решающее значение изменений в духовной жизни героев для развития

действия объясняет, почему в пьесах Ибсена конца 70-х годов и позднее такое

большое место (особенно в концовках) отводится диалогам и монологам,

насыщенным обобщенными рассуждениями. Именно в связи с этой чертой его пьес

Ибсена неоднократно обвиняли в чрезмерной абстрактности, в неуместном

теоретизировании, в слишком прямом выявлении авторских идей. Однако такие

вербальные реализации идейного содержания пьесы всегда неразрывно связаны у

Ибсена с ее сюжетным построением, с логикой развития изображенной в пьесе

действительности. Чрезвычайно важно также, что те персонажи, в уста которых

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Полезные статьи:

Французские просветители
Родился Вольтер в Париже в 1694 г. Настоящее имя его - Франсуа-Мари Аруэ (Вольтер - его литературный псевдоним). По происхождению своему он не принадлежал к дворянству. Его отец был состоятельным буржуа - сначала нотариусом при судебной п ...

Конец господства рукописной книги.
Нужно сказать, что, к сожалению, а, может быть, и к счастью, конец 18 века был концом господства рукописной книги в репертуаре чтения даже провинциального читателя. Появление типографий на местах, увеличение тиражей книг, распространене с ...

Родину можно унести с собой
Не заколачивай в стену гвоздя, Сбрось пиджак прямо на стул. Зачем делать запасы на несколько дней? Ведь ты завтра вернешься домой. Незачем саженец поливать. Стоит ли здесь выращивать дерево? Оно до ступеньки не дорастет, А ты уже ...