Разделы


Материалы » Тема ночи в поэзии Ф.И. Тютчева » Природа в представлении Ф.И.Тютчева.

Природа в представлении Ф.И.Тютчева.

Тютчев интересовался многим, имел разносторонние интересы. Но природа занимала в жизни и творчестве поэта особое место.

Тютчев не просто любит русскую природу. Он восхищается ею, боготворит ее. «В ней, в природе, есть согласье и созвучье, которых нет в душе человека».[8] У человека «не слышит сердце правильный созвучий, душа не чует стройных голосов».[9] Все в ней целесообразно, едино…

Природа Тютчевым обрисована специфически: неживое оборачивается живым, «что-то подобное мифологическому оборотничеству представляет поэт в своей поэзии, посвященной природе: волна – конь, горы – цари, месяц – светозарый Бог, холод – чародей всесильный, майские дни – девичий хоровод, звезды – Божества с непорочными очами, пароход – змей морской, фонтан – мысль человека .

Очеловечивая мир природы, автор наделяет ее людскими свойствами. «Злая зима и веселая весна обладают характерами, подобными человеческим, а волна морская своим нравом напоминает коня»[10]; ночь «как зверь стоокий». Картину смены зимы весной Тютчев рисует как деревенскую народную сцену; зима у Тютчева – «ведьма злая». Отношения зимы с весной рисуются как деревенский скандал, как публичная ссора двух соседок.

У Тютчева в природе человек излечивает свои горести, он хочет, чтобы природа омыла его страдальческую грудь, в природе ему легче дышится. Природа – мать человека. «Идеал Тютчева – мир матери-земли, реальный светлый, гармоничный вечно молодой, радостный, полный движения, жизни и одухотворения». Тютчев - автор непревзойденных пейзажей в стихах и тонкий психолог. Пейзаж у него особенный, «нервически-грациозный», как выразился Некрасов.

Явления природы у Тютчева находят параллель в жизни людей. Судьба человека очень схожа с бытием мира природы. Да и другого не может быть, так как по убеждениям поэта-романтика природа – мать, а люди – ее «сыновья».

Природа – не бездуховное существо:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Поэт рисует природу как живой одухотворенный организм. Природа обладает душой, свободой, она любит, у нее есть язык, в физических и духовных проявлениях она подобна людям, животным.

Тютчев – поэт-романтик. Романтика – это мир мечтаний, грёз, воспоминаний, заветных желаний, «таинственно-волшебных дум», которые так же неисчерпаем и до конца не познан. Романтика – противоположность жизненной обыденности, привычно примелькавшемуся и хорошо известному. Но совсем все иначе у Тютчева. Романтизм Тютчева особого толка. Сущее в жизни человека не воспринимается чаемым, как обычно водится у романтиков, а обнажает свои бездны, и человек тоскует о потерянной цельности. И, тоскуя, он тщится создать эту цельность в своей душе, в виде идеала, но и создание этого идеала терпит крах… «Куда бежать, зачем бежать?» - спрашивает Тютчев.«Нет, не вырваться нам из круга современного бытия»[11], потому что «мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены…»[12]. «Трагизм обезбоженного мира иссушил душу поэта. Он создал образ человека, жаждущего веры, но уже не умеющего верить»[13]. Здесь, на земле, среди людей нет гармонии. Мир светлой жизненной гармонии, живой, движущейся, радостный, лучезарный превращается в бескрайнюю пустоту, бездну, в которой беспорядочно копашатся людишки, бесцельно, бездумно, в полусне и полумраке:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь…


Полезные статьи:

Теория «кристаллизации» Стендаля.
Теория кристаллизации возникает у Стендаля в трактате «О Любви» (1822). В этой книге разговор о самом хрупком и трудноуловимом их человеческих чувств. Предельно четкий анализ душевных переживаний. Он говорит здесь о рождении психологическ ...

Теоретические основы акмеизма
К эпохе серебряного века принадлежат символизм и акмеизм, футуризм и эгофутуризм и многие другие течения. "И хотя мы зовем это время серебряным, а не золотым веком, может быть, оно было самой творческой эпохой в российской истории&qu ...

Культура века Просвещения. Истоки, особенности и значение европейского Просвещения
Люди XVIII в. называли свое время столетием разума и просвещения. Средневековые представления, освящаемые авторитетом церкви и всесильной традицией, были подвергнуты неумолимой критике. И ранее существовали независимые и сильные мыслители ...