Разделы


Материалы » Тема ночи в поэзии Ф.И. Тютчева » Заключение.

Заключение.

Мир Тютчева многомерен, беспределен, исполнен пугающей тайны и победоносного величия одновременно: надежда столь же жива в человеке, как и безнадежность, жажда познания не менее сильна, чем невозможность абсолютного познания. Тютчев утверждает и ниспровергает. Конечно, для легкости рассмотрения и понимания Тютчева иным хотелось бы, чтоб Тютчев был чем-то одним, принял бы одну сторону: религию или безверие, монархию или республику. Но он не был ни тем, ни другим, он скорее был и тем и другим, потому что все бури и страсти века прошли через него. Он был их органом, выразителем, поэтом.

Как уже показано, поэзия Тютчева глубоко проникает в мир природы и души человека и тончайше воспроизводит диалектику жизни. Она живет настоящим и будущим, она и есть голос настоящего и будущего, идущих неуклонно и неизменно, сметая на своем пути все, что им противостоит.

Его поля, леса, горы, дороги, селенья живы по-особому, тревожат душу, они выразительно прекрасны и в то же время эти картины глубоко печальны. Особенно незабываема тютчевская ночь со своими «страхами и мглами», несущая успокоение.

Каждая новая эпоха будет в нем подчеркивать и извлекать для себя нужное ей. И.С.Аксаков подчеркивал в Тютчеве его славянофильство, веру, нравственные начала христианства. В.С.Соловьев построил свою теорию на «хаосе», на мирном духе. В 20-30-е годы нашего века из Тютчева извлекали его мятежность, благословение «роковым минутам», грозным явлениям природы. Каждый, как мы видим, творил своего Тютчева. И каждый находил в Тютчеве любезные и угодные ему черты. Добролюбов – свое, Тургенев – свое, Фет – свое, Шевченко – свое, Блок – свое.

[1] Чагин Г.В. Ф.И.Тютчев. Биография писателя. М.; 1990. С 4

[2] Чагин Г.В. Ф.И.Тютчев. Биография писателя. М.; 1990. С 157

[3] Озеров Л. Поэзия Тютчева. М.;1975. С 28.

[4] Озеров Л. Поэзия Тютчева. М.;1975. С 80.

[5] Озеров Л. Поэзия Тютчева. М.;1975. С 61.

[6] Озеров Л. Поэзия Тютчева. М.;1975. С 29.

[7] Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И.Тютчева. М.; 1978. С111.

[8] Озеров Л. Поэзия Тютчева. М.;1975. С 80.

[9] Заболоцкий Н.А. Стихотворения и поэмы. М.; Л., 1965. С 159

[10] Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И.Тютчева. М.; 1978. С 81.

[11] Озеров Л. Поэзия Тютчева. М.;1975. С 53.

[12] Озеров Л. Поэзия Тютчева. М.;1975. С 54.

[13] Тамже. См.выше.

[14] Озеров Л. Поэзия Тютчева. М.;1975. С 65.

[15] Озеров Л. Поэзия Тютчева. М.;1975. С 62.


Полезные статьи:

Завоевание.
За всю жизнь человек ищет доказательства лишь одной истине. «Если она очевидна, для жизни достаточно ее одной». Приходит время и индивид надо сделать выбор: созерцание или действие. Именно это и будет означать, что он стал человеком. Камю ...

Драматические принципы Корнеля
В дни Корнеля только начинали складываться нормы классицистического театра, в частности правила о трех единствах – времени, места и действия. Корнель принял эти правила, но исполнял их весьма относительно и, если это вызывалось необходимо ...

Жан Батист Поклей
Мольер (Жан Батист Поклей) родился в Париже 15 января 1622 г. Его отец, буржуа, придворный обойщик, нисколько не помышлял о том, чтобы дать сыну какое-либо большое образование, и к четырнадцати годам будущий драматург едва лишь научился ч ...