Заключение.
Мир Тютчева многомерен, беспределен, исполнен пугающей тайны и победоносного величия одновременно: надежда столь же жива в человеке, как и безнадежность, жажда познания не менее сильна, чем невозможность абсолютного познания. Тютчев утверждает и ниспровергает. Конечно, для легкости рассмотрения и понимания Тютчева иным хотелось бы, чтоб Тютчев был чем-то одним, принял бы одну сторону: религию или безверие, монархию или республику. Но он не был ни тем, ни другим, он скорее был и тем и другим, потому что все бури и страсти века прошли через него. Он был их органом, выразителем, поэтом.
Как уже показано, поэзия Тютчева глубоко проникает в мир природы и души человека и тончайше воспроизводит диалектику жизни. Она живет настоящим и будущим, она и есть голос настоящего и будущего, идущих неуклонно и неизменно, сметая на своем пути все, что им противостоит.
Его поля, леса, горы, дороги, селенья живы по-особому, тревожат душу, они выразительно прекрасны и в то же время эти картины глубоко печальны. Особенно незабываема тютчевская ночь со своими «страхами и мглами», несущая успокоение.
Каждая новая эпоха будет в нем подчеркивать и извлекать для себя нужное ей. И.С.Аксаков подчеркивал в Тютчеве его славянофильство, веру, нравственные начала христианства. В.С.Соловьев построил свою теорию на «хаосе», на мирном духе. В 20-30-е годы нашего века из Тютчева извлекали его мятежность, благословение «роковым минутам», грозным явлениям природы. Каждый, как мы видим, творил своего Тютчева. И каждый находил в Тютчеве любезные и угодные ему черты. Добролюбов – свое, Тургенев – свое, Фет – свое, Шевченко – свое, Блок – свое.
[1] Чагин Г.В. Ф.И.Тютчев. Биография писателя. М.; 1990. С 4
[2] Чагин Г.В. Ф.И.Тютчев. Биография писателя. М.; 1990. С 157
[3] Озеров Л. Поэзия Тютчева. М.;1975. С 28.
[4] Озеров Л. Поэзия Тютчева. М.;1975. С 80.
[5] Озеров Л. Поэзия Тютчева. М.;1975. С 61.
[6] Озеров Л. Поэзия Тютчева. М.;1975. С 29.
[7] Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И.Тютчева. М.; 1978. С111.
[8] Озеров Л. Поэзия Тютчева. М.;1975. С 80.
[9] Заболоцкий Н.А. Стихотворения и поэмы. М.; Л., 1965. С 159
[10] Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И.Тютчева. М.; 1978. С 81.
[11] Озеров Л. Поэзия Тютчева. М.;1975. С 53.
[12] Озеров Л. Поэзия Тютчева. М.;1975. С 54.
[13] Тамже. См.выше.
[14] Озеров Л. Поэзия Тютчева. М.;1975. С 65.
[15] Озеров Л. Поэзия Тютчева. М.;1975. С 62.
Полезные статьи:
Тема Гулага в русской литературе
После победы Октябрьской революции 1917 г. и Гражданской войны в России набирало обороты истребление свободной мысли, продолжались казни, изгнания из страны, слежка, засилье чиновников и канцелярий, смолкнул «веселия глас», закатилось «со ...
"Шекспировский вопрос"
Источником огорчений и сомнений для биографов Шекспира послужило его завещание. В нем говорится о домах и имуществе, о кольцах на память для друзей, но ни слова — о книгах, о рукописях. Как будто умер не великий писатель, а заурядный обыв ...
Влияние исторического романа Вальтера Скотта на формирование эстетических
воззрений Стендаля и Бальзака.
Стендаль:
эта идея выражена у него в трактатах «Расин и Шекспир» и «Вальтер Скотт и «принцесса Клевская».
«Вальтер Скотт и принцесса»:
Стендаль говорит, что гораздо легче описать, живописно изобразить платье какого-нибудь персонажа, не ...