Лирика Шарля Леконта де Лиля.
Леконт де Лиль (1818-1894)
В молодости Лиль горел республиканским энтузиазмом. Редактировал журнал «Варьете», там пропагандировал книги по фурьеризму. Попал в один из революционных центров Парижа. Лучший переводчик «Одиссеи» Гомера во Франции.
1845-50-е годы: решающий период в формировании мировоззрения и творчества Лиля. (увлечение утопическим социализмом, непонимание дела коммуны).
Темы поэзии:
ожесточенные столкновения народов, религий, цивилизаций; перевороты, в которых погибают старые и рождаются новые миры. Ему было глубоко неприятно варварство буржуазной цивилизации и ее религии. Он всегда отличался грандиозностью образов. Стихи его - продуманные, звучные, ясные, правильные, размеренные. Он считал, что человечество деградирует, что человеческой истории скоро придет конец. Поэтому он ушел в мир животных (самый известный в поэзии анималист). Это означало, что он уходил от действительности в другой мир. Единственное стихотворение на современность: «Пускай вы сдохнете, в деньгах купаясь».
Он выпустил 4 больших сборника: «Античные стихотворения» (1852), «Варварские стихотворения» (1862), «Трагические стихотворения» (1884) и «Последние стихотворения» (1895).
«Античные»:
Эллада для поэта - социальная утопия будущего. Это страна социальной гармонии. Эллины не подавлены ни гос-вом, ни церковью. Их свободный труд сочетается с высокой эстетической культурой.
Поэма «Фаланга»:
истинная красота - идея, связующая воедино идеал и жизнь, небо и преображенную землю. Надо идти вперед и искать всеобщее царство гармонии и красоты.
Идеи: революции, разоблачения католической церкви.
Гнетущая обстановка II империи оказала воздействие на сборник - он изменил утопические выводы на более ограниченные. Основная антибуржуазная установка книги была завуалирована. Книга была воспринята современниками как «манифест чистого искусства».
«Варварские»:
Сборник характерен для французской обличительной литературы середины 19 века. !Обличение варварства своего века: Лиль казнит варварство войн, корыстолюбия - безжалостной алчности к золоту, разъединяющей любовь. Он казнит католицизм - «зверь в пурпуре».
Он изображает буйную тропическую природу, мощь хищных зверей:
«Ягуар»:картина вечернего тропического леса подводит к описанию неподвижно притаившегося хищника. Забредший на опушку бык замирает в испуге. Описание яростного боя ягуара с быком. Ягуар - победитель.
«Каин»:бунтарская поэма. От вечного сна его разбудили угрозы и проклятия чудовищ. Мрачный Каин произносит монолог - обвинение богу и предсказание неизбежной победы людей над богом.
«Трагические» и «Последние»:
Оттенок риторичности и формализма.
Поэтическая мощь - в антирелигиозных стихах («Зверь в пурпуре»
)
«Всесожжение»
: живо и гневно воссоздана картина церковной расправы над гуманистом, погибающим на костре посреди площади.
«Доводы святого отца»
: повесть о том, как римский папа с высокомерным презрением отверг и прогнал явившегося ему Христа, «сына плотника» («Легенда о великом инквизиторе из «Братьев Карамазовых»).
«Трагические стихотворения» хороши и трагичны оттого, что поэт, утративший ясную перспективу борьбы, чувствовал, что вынужден примиряться с ненавистным, но казавшимся ему на деле неодолимым порядком.
Основа трагизма - вынужденное примирение с ненавистным буржуазным порядком.
Полезные статьи:
Типологические параллели романа «О дивный новый мир» и других
антиутопических произведений.
В большинстве цитируемых произведений «антиутопические» общества показаны в период своего расцвета — и, тем не менее, дальнейшая селекция человеческого материала во имя высших целей в этих обществах продолжается. ». В оруэлловском антиуто ...
В. В Бычков. Художественная
культура XX века
(из книги: КорневиЩе 0А. Книга неклассической эстетики. Автор проекта В.В.Бычков (член редколлегии Н.Б.Маньковская) М., Изд. ИФ РАН, 1999. С. 224)
(в дальнейшем — ХКДВ). Этим понятием условно обозначается вся совокупность искусств и хуло ...
Поэзия
С первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919—1923 входил в гру ...