Разделы


Материалы » Этические проблемы в рассказах Н.Н. Носова для дошкольников » Проблематика детских рассказов Н. Носова

Проблематика детских рассказов Н. Носова
Страница 1

Все элементы произведения литературы, вплоть до отдельных предложений, говорящих о поступке или переживаниях человека, о каком-либо предмете или событии, выступают как детали целостного образа. Писатель не просто сообщает, "информирует" вас об определенных фактах, но представляет эти факты, как бы совершающимися перед нами. Изображая человека, его психологию, его характер, его действия или рисуя какой-либо предмет, явление, писатель схватывает только одну или несколько характернейших особенностей и создает ощущение наглядности.

В новейшей литературе огромное (а в лирике - почти исключительное) место занимает передача человеческих переживаний. Литература изображает их, создает образы внутреннего мира людей. Она не просто "информирует" о переживаниях, но представляет их как развивающуюся цепь душевных движений, как совершающийся процесс сознания.

Ориентация на читателя присуща всякому произведению литературы. "Проблема читательского восприятия возникает в самой структуре творческого процесса, - писал литературовед Б. Мейлах, - ее нельзя выключить из проблемы "стратегии творчества".

Это тем более справедливо, если произведение адресовано ребенку, у которого все особенное: восприятие, чувства, память, речь, круг знаний и интересов, объем опыта. И чем младше читатель, тем эти особенности выступают отчетливее.

В центре внимания Н. Носова - активный, уверенный в своих неограниченных возможностях герой, фантазёр и неустанный выдумщик. Писатель любит такого деятельного подростка, которому каждое дело кажется лёгким.

Для Мишки - сквозного персонажа многих рассказов писателя - невыносимо бездействие, он весь в движении, в деятельности - варит ли он кашу или играет в телефон. Носов знает тайники души мальчишки этого возраста.

С педагогикой как наукой о воспитании детскую литературу тесно связывает ее воспитательная функция. Задачам воспитания, говорил С. Маршак, служит всякое "серьезное и ответственное" искусство, если понимать эти задачи "не в прикладном, а в самом широком смысле".

Маршак был убежден, что моральный вывод должен вытекать из произведения с той естественностью, с какой он вытекает из событий самой жизни. А это возможно, когда произведение отражает действительность правдиво и глубоко. Воспитательная сила детской книги всегда находится в прямой связи с ее художественной убедительностью.

Свои педагогические задачи детская литература решает всегда с учетом возраста читателей. В книгах для малышей эти решения могут быть предельно обнажены, доведены до той плакатной схематичности, с которой В. Маяковский написал "Что такое хорошо и что такое плохо?". Этические категории в таких книгах подчас исследуются как бы по отдельности и даются крупным планом. Таков, например, рассказ о честности - "Огурцы" Н. Носова.

Сколько переживаний досталось Котьке за колхозные огурцы! Не понимая того, что сделал плохо, он радуется, неся огурцы с колхозного поля домой маме, никак не ожидая ее сердитой реакции: "Сейчас же неси их обратно!". И сторожа он боится - только успели убежать и порадоваться, что он не догнал - а тут надо идти и добровольно "сдаваться". Да и поздно уже - на дворе темно, страшно. Но зато, когда Котька вернул огурцы сторожу, на его душе и радостно было, да и дорога домой теперь была для него приятной, не страшной. Или он стал смелее, увереннее в себе?

Страницы: 1 2


Полезные статьи:

Проблема соотношения красоты внешней и внутренней
Эта проблема занимает особое место в творчестве О. Уайльда. В «Мальчике-звезде» писатель весьма последовательно отстаивает принцип неразрывности внешней и внутренней красоты человека, и иллюстрирует мысль о том, что основой нравственност ...

В. В. Ковалев
В 1844 году я поступил в Академию художеств; тогда же Тарас Григорьевич за исполненную им программу «Мальчик с собачкою» получил звание художника. Я, подобно многим нашим землякам, стремящимся к художественному образованию, приехал в стол ...

В Михайловском
Теперь Пушкин должен был жить в Михайловском, под надзором светских и духовных властей, а также собственного отца, который взял на себя обязанность следить за поведением сына. В отцовский дом Александр Сергеевич приехал 9 августа 1824 г. ...