Разделы


Материалы » Этические проблемы в рассказах Н.Н. Носова для дошкольников » Проблематика детских рассказов Н. Носова

Проблематика детских рассказов Н. Носова
Страница 2

"Детям, столь неопытным в жизни, - писал К. Чуковский, - мир на первых порах представляется в виде упрощенной схемы, построенной на конфликте добрых и злых, хороших и плохих". [3]

Об этом схематизме, прямолинейности детского мышления много говорил Б. Житков, видя в нем своеобразие и обаяние эстетического кодекса ребенка.

В рассказах Носова нет "плохих". Он строит так свои произведения, что дети не замечают, что их учат вежливому, уважительному отношению ко взрослым, учат жить в согласии и мире.

В хрестоматии по детской литературе дошкольникам предлагаются рассказы Носова "Огурцы", "На горке", "Живая шляпа".

Проблематика рассказа "Живая шляпа" останется актуальной всегда. Этот веселый рассказ был любимым у многих в детстве. Почему же он так хорошо запоминается детьми? Да потому, что "детские страхи" преследуют ребенка на протяжении всего его детства: "А вдруг это пальто - живое и сейчас меня схватит?", "А вдруг шкаф сейчас откроется и кто-то страшный выйдет из него?".

Такие или другие, подобные "ужасы" частенько посещают маленьких детей. А рассказ Носова "Живая шляпа" является как бы пособием для малышей, как преодолеть свой страх. Прочитав этот рассказ, ребенок вспоминает его каждый раз, когда его преследуют "придуманные" страхи, и тогда он улыбается, страх отходит, он смел и весел.

Сила жизнеутверждения является общей чертой детской литературы. Оптимистично само жизнеутверждение детства. Маленький ребенок уверен, что мир, в который он пришел, создан для счастья, что это правильный и прочный мир. Такое чувство - основа нравственного здоровья малыша и будущей способности к творческому труду.

Радость общего труда является темой рассказа "На горке". Ребята целый день трудились - строили горку во дворе, а вот Котька Чижов горку не строил, а покататься ему тоже очень хотелось. Но вот беда, горку-то он не строил и как взобраться на нее тоже не знал, поэтому и посыпал горку песком. Испортил горку и ребятам, и сам прокатиться не смог.

Но ребята подсказали ему выход из создавшегося положения: "Бери сейчас же лопату!".

Понравилось Котьке работать - и горку снегом засыпал, и даже ступеньки сбоку проделал: " Это, чтоб всем было легко взбираться, а то еще кто-нибудь снова песком посыплет!".

Социальная позиция детского писателя, его миросозерцание находит отражение в его творчестве. Внутренняя организация произведения, адресованного детям, отражает мировосприятие самого автора, его социальную, нравственную и эстетическую ориентацию в мире.

Все проблемы рассказов Н. Носова: честности, воспитанности, дружбы, трудолюбия - свойственны каждому ребенку. Каждый в детстве решает этот очень нелегкий вопрос: "Как сказать правду?", "Признаваться или не признаваться в совершенном проступке?". Каждый учится трудиться и уважать чужой труд. Каждый в детстве решает для себя самую сложную задачу - а кто мне друг, а что такое дружба.

Произведения Н. Носова помогут нашим детям решить с успехом эти каверзные вопросы, они помогут смотреть на жизнь оптимистично и решать все проблемы творчески и с юмором, как это делают герои рассказов писателя.

Страницы: 1 2 


Полезные статьи:

Тургеневская концепция человека и композиция женских характеров в его романах
В нашем литературоведении давно существует термин «тургеневские девушки», который возник для обозначения, прежде всего, ряда героинь И.С.Тургенева. Значимость женских персонажей у Тургенева была отмечена еще его современниками. В свое вр ...

Выводы
Алишер Навои был первым выдающимся представителем узбекской литературы, открывшим читателю красочный, необычайно образный мир своего народа. Этот мир был запечатлен в немалом наследии поэта и мыслителя – почти 30 поэтических сборниках, кр ...

Анализ стихотворения «Кара»
Стихотворение «Кара», написанное Анной Волковой, рассказывает о горькой любви, которая заканчивается плачевно для героини. Она испытывает на себе людскую брань, презрение, унижение и отречение любимого. Темой стихотворения является то, ч ...