Разделы


Материалы » Творчество британской писательницы Хелен Филдинг » Понятие о жанре чиклит. Общая характеристика

Понятие о жанре чиклит. Общая характеристика
Страница 1

Термин «чиклит» был введен американскими писателями Крис Маззой и Джеффри де Шеллом в 1995 году как заголовок к антологии пост феминистской прозы, иначе говоря, художественных произведений второй волны феминизма 90 − х. В этих произведениях с долей самоиронии, и цинизма освещены в разных аспектах темы любви, брака, карьеры и вообще роли женщины в постоянно меняющемся мире. Сам термин «чиклит» является транскрипцией английского словосочетания «chick lit», что в переводе на русский язык означает «литература для цыпочек». Отсюда видно, что изначально термин обладал определенной отрицательной коннотацией, в которой крылся намек на отсутствие истинной литературной ценности «женских» произведений. На первом этапе становления в чиклите была претензия на раскрытие внутреннего мира всех женщин рубежа веков, но постепенно главными героинями стали обеспеченные представительницы верхнего слоя среднего класса, причем обязательно работающие: телеведущие, арт-директора, светские обозреватели, юристы и далее по списку престижных карьерных моделей. Четыре подруги из книги Кэндес Бушнелл "Секс в большом городе" являются ярким примером сложившегося в чиклите канона главной героини. Основательницы жанра — Хелен Филдинг, автор романов «Дневние Бриджит Джонс» и «Дневник Бриджит Джонс: грани разумного», Кэндес Бушнелл с "Сексом в большом городе", Софи Кинселла с серией о шопоголике («Откровения шопоголика»), Мелисса Бэнк с "Руководством для девушек по охоте и рыбной ловле" и менее известная в Восточной Европе Адель Лэнг с романом "Признания бессовестной карьеристки". При этом два самых известных в мире чиклита «Дневник Бриджит Джонс» и "Секс в большом городе" — родились из авторских журналистских колонок Филдинг и Бушнелл о жизни современных тридцатилетних женщин в мегаполисе. Да и в целом большинство авторов чиклита — журналистки, активно работавшие или продолжающие работать преимущественно в женских журналах. После триумфа первых новелл чиклит фактически стал одним из главных жанров западной беллетристики и в конце 90−х закрепил свою популярность удачными экранизациями самых знаменитых романов. Так, по мотивам книг Хелен Филдинг «Дневник Бриджит Джонс» и «Дневник Бриджит Джонс: грани разумного», а также «Откровения шопоголика» Софи Кинселлы сняты одноименные фильмы. Коммерческий успех книг и фильмов обеспечил чиклиту дальнейшее прогрессивное развитие и рост масштабов. В итоге на Западе вокруг чиклита сформировалось настоящее движение фанатов этого жанра: открывались специализированные магазины, торгующие новинками литературы, устраивались чиклит-вечеринки, сеть Интернет и сегодня активно пополняется чиклит-порталами и сообществами. Только на английском языке ежемесячно выходит более сотни наименований новых романов для эмансипированных женщин. На данный момент существуют различные направления чиклита, а именно книги, посвященные проблемам полных девушек и женщин (Bigger Girl Lit); литература для карьеристок (Career Chick Lit); для одиноких женщин, живущих в мегаполисе, (Single City Girl Chick Lit); а также книги для женщин предпенсионного и пенсионного возраста (Hen Chick Lit); для шопоголиков (Shopping Chick Lit); для женщин с детьми (Kids Chick Lit) и т.д. Современная «женская литература» позиционирует себя как своеобразное и независимое культурное явление, подчеркивающее иной подход женщины к литературной деятельности. Как известно, истинное место женщины в литературе всегда оспаривалось. Женщины современного прогрессивного общества стремятся представить и утвердить собственную модель видения и понимания мира. На рубеже XX-XXI веков, когда масштабы эмансипации стремительно расширяются, писательницы делают в своих произведениях акцент на личных переживаниях и наблюдениях, пытаясь уйти от сложившихся стандартов мужской литературной традиции. В постфеминистской прозе рубежа веков звучат новые, актуальные для современной женщины проблемы, вопросы, ответы на которые ищут героини произведений чиклита. Рассматривая данную тему, необходимо определить место «чиклита» в истории литературы. Женская британская литература как таковая берет свое начало в творчестве Джейн Остин. Автор «Дненика Бриджит Джонс» Хелен Филдинг не скрывает, что на создание книги ее вдохновило произведение Остин «Гордость и предубеждение». С. Харцевски (S. Harzewski) полагает, что один этот факт возводит «чиклит» к высокому литературному происхождению и придает ему большую значимость. Она также отмечает, что «чиклит» унаследовал основные литературные традиции, «включая традиционную прозу, популярные любовные романы и романы воспитания, что было обусловлено влиянием «женской литературы» прошлых веков» [2, 15]. Харцевски утверждает, что вторая волна феминизма привлекла к «женской литературе» внимание критиков: «говоря как об отдельном произведении «чиклита», так и о жанре в целом, можно сказать, что его литературная заслуга состоит в том, что он принял участие в долгом процессе низведения в низший ранг и создателей «чиклита», и его почитателей» (цит. по «Уэллс», 2006, с. 15). Принимая этот факт во внимание, «чиклит» может быть воспринят как новый вид «женской литературы». Отношение к этому литературному направлению неоднозначно. Кто-то видит в «женской литературе» средство продвижения и утверждения идей феминизма, а также изображения вдохновляющих и сильных женских образов; иные полагают, что данный вид литературы призван запечатлеть будни простых женщин, сражающихся с обстоятельствами жизни в современном обществе. Возникает вопрос: а действительно ли постфеминистская проза удовлетворяет этим двум желаниям? Важно определить, насколько широко «чиклит» способен охватить весь круг насущных вопросов и неизбежных трудностей, с которыми сталкивается женщина в обществе сегодня.

Страницы: 1 2
как поменять название сети wifi


Полезные статьи:

Формула шагреневой кожи как ключ к судьбе личности в «Человеческой комедии» Бальзака.
«Шагреневая кожа» (1831) – по словам Бальзака, должна была сформировать нынешний век, нашу жизнь, наш эгоизм. Философские формулы раскрываются в романе на примере судьбы главного героя Рафаэля де Валантена. Перед ним дилемма века: «желат ...

Экспрессия звука в творчестве Б. Пастернака
На протяжении своего творческого и жизненного пути Пастернак испытывал влияние двух стихий – музыки и живописи, чему способствовала среды, в которой рос и воспитывался поэт. Пастернака по полному праву можно назвать художником слова. Уже ...

Столкновение разных стилей
Речь рассказчика повествователя в произведениях Зощенко распадается на отдельные лексические единицы, принадлежащие к различным стилям. Столкновение разных стилей в одном и том же тексте говорит об определенном человеке малограмотном, наг ...