Разделы


Материалы » Античная комедия. Менандр » Виды комедий(уже в наше время)

Виды комедий(уже в наше время)
Страница 2

Считается, что комедия произошла от Песни (Won dia), исполнявшейся участниками обрядово-обличительного коммоса ("комодии, т.е. песни комоса). Другим источником комедии послужили шуточные бытовые сценки с участием традиционных типов фольклорного фарса. В начале 5 в. до н.э. комедия вошла в состав Великих Дионисий и вобрала оба элемента – хоровой и драматический.

Аристотель говорит в "Поэтике" о том, что об истории комедии менее известно, чем о трагедии. "Сначала на неё просто не обращали внимания: хор комиков только уже впоследствии стал давать архонт, а сперва он составлялся из любителей. Уже в то время, когда она имела некоторую определенную форму, упоминаются впервые имена ее творцов. Но кто ввел маски, пролог, кто увеличил число актеров и т.п., неизвестно, Обрабатывать фабулы стали Эпихарм и Формий; в таком виде [комедия] впервые перешла [в Грецию] из Сицилии, а из афинских комиков первый Кратет, оставив ямбические стихотворения, начал общую разработку диалога и фабул."(гл. 5)

В схолиях к сочинению древнегреческого филолога Дионисия Фракийского (170 – 90) давались объяснения по разновидностям комедии: "Считалось, что существует три разновидности комедии. Одна зовется древней, с самого начала явно обличительная; средняя, прорицавшая намеками, и новая, вообще этого не делающая, не считая выпадов по адресу рабов и чужеземцев. Представителей древней комедии было много, самый знаменитый и деятельный из них – Кратин. Некоторое время спустя к древней комедии присоединилисьЕвполид и Аристофан. Было много поэтов и в средней комедии, самый знаменитый - некий Платон… точно так же и в новой писали многие, самый знаменитый – Менандр." (Аристофан, с.892)

Сохранились и стихотворные свидетельства: ("Филологичечская" поэма римского грамматика Диомеда .2-я полю 4 в.до н.э.):

Комедии три были разновидности:

Начальная, срединная, последняя.

И в первой не скрывали порицания –

Начало положил ему Сусарион.

В срединной порицанье было скрытое;

Её поэты: Евполид, Кратин, Гермипп,

Аристофан, а также Ферекрат, Платон.

Но и в последнем облике комедии

Брань оставалась скрытой: чужеземцев лишь,

Рабов она касалася и варваров.

Её творцами Филемон был и Менандр.

Дион Хрисостом (40-102)(греческий оратор и философ из Прусы (Вифиния))говорил, что "афиняне привыкли высмеивать всякие гадости и для того собирались в театр, клянусь Зевсом, чтобы из выбранили, установив состязания и победы для тех, кто лучше всего это делал; они изобрели это не сами, но по совету бога" (Арист. С. 893)

Древняя аттическая комедия развивалась в условиях афинской демократии и носила политический характер. В ней постоянно затрагивались вопросы государственного. устройства, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, её внешней политики, общественного воспитания детей и юношества, в карикатурном виде выводились представители власти, поэты, философы. Обязательной принадлежностью Д. а. к. являлся хор, состоявший из 24 чел. и разделявшийся на 2 полухория. На построении Д. а. к. отразилось происхождение её из сельских празднеств в честь Диониса; существ, частью был агон - словесное состязание главных действующих лиц, и парабаса - непосредственное обращение хора к зрителям. Художественного расцвета Д. а. к. достигла в творчестве Аристофана (до нас дошло полностью 11 комедий, написанных им). Среди предшественников и современников Аристофана - К ратин, Кратет (период расцвета их творчества,- сер. 5 в. до н. э.), Ферекрат (ок. 437), Фриних (ок. 429), Евполид и Платон (годы Пелопоннесской войны). Произведения этих авторов сохранились лишь в отрывках. Поражение Афин в Пелопоннесской войне, учреждение правительства "тридцати тиранов" (404-403 г.г. до н. э.) и уничтожение демократических учреждений создало неблагоприятные условия для развития политической комедии. Хотя демократические учреждения в Афинах после гражданской войны были восстановлены (в 403 г.до н. э.), Афины перестали играть важную роль в Греции, прекратилась бурная политическая жизнь, борьба партий, и Д. а. к. утеряла питающую её почву.

Средняя аттическая комедия получила распространение в Афинах в 4 в. до н. э. Поражение Афин в Пелопоннесской войне (431-404 до н. э.) значительно ослабило размах политической сатиры. В С. а. к. личные выпады против политических деятелей встречались лишь эпизодически; чаще высмеивались представители различных философских школ (Платон и его последователи, пифагорейцы, киники и др.). Характерной чертой С. а. к. являлось изображение повседневной жизни и бытовых типов: поваров, торговцев рыбой, параситов, обжор, чужеземцев, гетер и т. д. Другой существенный признак С. а. к.- мифологические травести, пародия на миф, либо на его обработку в трагедиях. В композиционном отношении С. а. к. отличалась большей однородностью, чем древняя аттическая комедия. В ней почти отсутствовали партии хора, выступления которого превратились в интермедии, не связанные с ходом действия. Соответственно исчезли характерные для древней комедии части - парод, парабаса, агон, эксод, возросло значение разговорных эписодиев, в которых главное место занимали речевые ритмы (ямбические триметры и трохеия. тетраметры, реже - анапесты).Ни одна С. а. к. не дошла до нас целиком. Сохранились только имена (ок. 50) поэтов (Анаксандрид, Антифан, Евбул, Алексид, Тимокл и др.), фрагменты различных величины и назв. ок. 700 пьес.

Страницы: 1 2 3


Полезные статьи:

Коллекция рукописных книг А.А.Титова.
Ростовский издатель памятников рукописной старины и краевед Андрей Александрович Титов(1843-1911), промышленник из местных купцов, интенсивно продолжал пополнять наследствнную коллекцию рукописных книг, которую начали собирать еще его оте ...

Родину можно унести с собой
Не заколачивай в стену гвоздя, Сбрось пиджак прямо на стул. Зачем делать запасы на несколько дней? Ведь ты завтра вернешься домой. Незачем саженец поливать. Стоит ли здесь выращивать дерево? Оно до ступеньки не дорастет, А ты уже ...

Диалогические связи трактовки образа города В. Маяковского и Ю. Шевчука в литературной традиции
Поэзия Ю. Шевчука имеет под собой традицию авангарда. Изучая рок-тексты можно проследить диалогические связи с творчеством ведущих деятелей этого направления, в частности, с футуризмом В.В. Маяковского. Это находит отражение в форме, худо ...