Разделы


Материалы » Произведения А.С. Пушкина для детей » А.С. Пушкин – великий поэт России

А.С. Пушкин – великий поэт России
Страница 1

Именем величайшего русского национального поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) обозначена целая эпоха в истории передовой русской культуры. Пушкин – родоначальник новой русской литературы, основоположник современного русского литературного языка. В своем творчестве, пронизанном страстным патриотизмом и свободолюбием, он отразил подъем национального самосознания русского народа периода Отечественной войны 1812 года и декабристского освободительного движения.

В произведениях Пушкина поставлены острейшие вопросы общественно-политического развития его времени, гневно осуждены социальные порядки самодержавно-крепостнической России, с глубоким проникновением отражены могучие созидательные силы русского народа, замечательные черты русского национального характера, в которых поэт видел залог великого будущего своей родины.

В его деятельности ярко выразилось понимание огромной силы художественного слова в идейном воспитании народа. Пушкин первый почувствовал, что литература – национальное дело первостепенной важности, он первый поднял звание литератора на высоту, до него недосягаемую. В его глазах поэт - выразитель всех чувств и дум народа, он призван понять и изобразить все явления жизни». В творчестве Пушкина отразилось его время со всеми противоречиями, деспотизмом самодержавия, крепостническим гнетом, восстанием декабристов, крестьянскими волнениями. В мировоззрении Пушкина сказались как сильные, так и слабые стороны дворянской революционности и дворянского просветительства, но он в своих художественных произведениях сумел понять прошлое России и ее предназначение глубже, вернее, чем многие из его современников.

Творчество Пушкина отличается яркой национальной самобытностью. Высоко ценя и изучая достижения всей человеческой культуры, он в то же время резко выступал против пренебрежения передовыми национальными культурными традициями и слепого подражания иностранным образцам, которое было свойственно идеологам консервативного дворянства. Пушкин опирался на лучшие традиции предшествовавшей ему русской литературы.

Великое значение Пушкина в истории русской литературы заключается в том, что он был новатором, зачинателем и основоположником школы художественного реализма. Этот огромный шаг в развитии русского и мирового искусства мог быть совершен Пушкиным потому, что его гений развивался в условиях всемирно-исторического подъема русского народа, освободившего свою страну и весь мир от деспотизма Наполеона и пробуждавшегося к борьбе за освобождение России от цепей самодержавия и крепостничества.

Богатейшее историческое содержание этой эпохи и было почвой для расцвета пушкинского реализма. В его произведениях воплощены основы русской классической литературы — высокая идейность, патриотизм и свободолюбие, любовь к народу, единство совершенной художественной формы и богатой содержательности, простота и общедоступность.

Творческое наследие Пушкина является живым достоянием нашей современности; оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии.

Сегодня поэзия и проза А.С. Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения, с произведениями великого поэта читатели знакомятся едва ли не в самом раннем возрасте, они включены в школьную программу и сопровождают юного читателя в течение многих лет его взросления. Между тем изначально его стихотворения, повести, сказки не были написаны специально для детей и не рассматривались как произведения детской литературы.

В то же время трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка.

С середины XIX века предпринимались попытки составить сборники произведений Пушкина, ориентированные на юношество, но первое издание непосредственно для детей появилось только в начале ХХ века: в 1913 г. в Петербурге вышла в свет книга, которая так и называлась - "Пушкин для детей". Составители включили в неё около ста произведений: стихотворения, сказки, отрывки из поэм, повестей, пьес, отобрав из огромного пушкинского наследия то, что доступно и важно для детей среднего возраста.

Творчество величайшего русского национального поэта А. С. Пушкина необычайно расширило круг детского чтения и оказало огромное влияние на развитие литературы. Вошедшие в круг чтения пушкинские произведения оказывают глубокое и плодотворное воспитательное воздействие, раскрывают перед нами большие явления человеческой жизни и важные социальные и нравственные проблемы в простой, яркой и эмоциональной форме.

Помимо сказок, детям можно отрывки из некоторых поэм Пушкина, как, например, в «Кавказском пленнике» изображение черкесских нравов, в «Руслане и Людмиле» эпизоды быта, о поле, покрытом мертвыми костями, о богатырской голове; в «Полтаве» описание битвы, появление Петра Великого; наконец, некоторые из мелких стихотворений Пушкина, каковы: «Песнь о вещем Олеге», «Жених», «Пир Петра Великого», «Зимний вечер», «Утопленник», «Бесы», некоторые из «Песен западных славян».

Страницы: 1 2


Полезные статьи:

Роман Е. Онегин - энциклопедия русской жизни
Евгений Онегин - реалистический роман, написанный в стихах, так называемая энциклопедия русской жизни. Стихи в нем не текут непрерывным потоком, а разделены на небольшие строфы, «онегинская строфа» состоит из 14 строк, благодаря этому авт ...

Образ повествователя – рассказчика дедушки Слышко
Исследователи неоднократно указывали на системность отношений текстов в корпусе сказов П.П. Бажова. Образ рассказчика и характер повествования играют важную роль в формировании единства «сказового мира». В сущности, рассказчик – дед Слышк ...

Античные пристрастия Валерия Брюсова
Справедливо замечание М. Гаспарова, немало поработавшего над подготовкой издания сочинений В.Я. Брюсова, относительно двух периодов в его творчестве (ранние стихи и поздняя проза: 1890-е и 1910-е годы), когда античность играла особенно за ...