Разделы


Материалы » Письмо Батырши Алиева к Елизавете Петровне » История составлениям "Гарзынаме"

История составлениям "Гарзынаме"
Страница 1

ПИСЬМО БАТЫРШИ - это историко-публицистический письменный памятник башкирской литературы 18 века. Письмо-прошение написано идейным предводителем башкирского восстания в 1755 году Батыршой Алиевым 4-24 ноября 1756 в Москве, где он находился под арестом. ПИСЬМО БАТЫРШИ написано на языке тюрки, дошло до нас в одном экземпляре, переписанном набело, и в 7 черновых набросках. Письмо состоит примерно из 140-150 страниц. Все варианты рукописи в нескольких списках хранятся в фондах ЦГАДА. По содержанию это историко-политический, социально-экономический, этико-философский трактат о Башкирии середины 18 века . Батырша - не имя, а псевдоним автора. Настоящее его имя - Абдулла Галиевич Алиев. Автор показывает причины, приведшие башкир к восстанию, рассказывает о своей жизни и деятельности. Интерес представляют язык и стиль ПИСЬМО БАТЫРШИ, форма и прием изложения: бытовые картины чередуются с лаконичными диалогами, драматические рассказы и новеллы - с монологами, рассуждениями автора. Являясь художественным произведением, по жанру напоминает исторчески-документальную повесть автобиографического характера, считается образцом народной публицистики 18 века.

После начала одного из самых мощных башкирских восстаний 1735-1740 гг. правительство указом от 11 ноября 1736 г. было вынуждено даже пойти на ограничение количества высших мусульманских священнослужителей - ахунов - до четырех по числу дорог, на которые была поделена территория расселения мусульман на Южном Урале. Принятые меры не уменьшили влияния мусульманского духовенства на жизнь общины, напротив, их роль продолжала возрастать, в конечном итоге приведя к триумфу ислама среди башкир, татар и мишарей. Показателен пример известной фигуры среди мусульманского духовенства Волго-Уральского региона указного муллы из мишарей, в 1754 г. избранного ахуном Сибирской дороги, но отказавшегося вступить на должность Габдуллы Алиева (Галиев), вошедшего в историю под именем Батырши. Снискав авторитет в мусульманской умме региона своей ученостью и будучи свидетелем репрессивной политики государства и православной церкви в отношении ислама, Батырша выступил одним из идейных вдохновителей восстания 1775 г., охватившего территорию всей Башкирии. В своем обращении к мусульманам он призвал их к священной войне (газават) против неверных и созданию независимого мусульманского государства. После своего ареста Батырша отказался от столь радикальных форм борьбы за ислам и шариат и из Шлиссельбургской крепости написал объемное письмо императрице Елизавете Петровне, в котором предлагал приравнять в правах перед законом христиан и инородцев, а для управления делами мусульман создать специальный орган и легализовать их традиционные органы самоуправления.

Причины и цели этого неудавшегося восстания были изложены в объёмном "Гарызнаме" ("Записки опротестования") Батырши, заключённого в Шлиссельбургскую крепость. Этот социально-публицистический трактат изобличал невыносимый произвол и насилие царских чиновников среди татар и башкир. Он написан ярким и страстным языком. В нём сквозит вера в справедливость белого царя с налётом социального утопизма. В то же время автор дерзко упрекает императрицу Елизавету Петровну за неведение того, что происходит в её государстве.

Написано это письмо-прошение 4-24 ноября 1756 года в Москве узником Тайной Конторы - особо важным и секретным, доставленным из Оренбургской губернии с принятием строжайших предохранительных мер.

Сопровождающим были даны чёткие инструкции: следить, чтобы арестант не навредил себе чем-нибудь, никого к нему не допускать, ни о чём с ним не говорить; во время ночлега выставлять при нём часовых, высылать из избы не только посторонних, но и хозяев. … _На основании материалов, сохранившихся в делопроизводстве Тайной Канцелярии, и других сведений восстанавливается в деталях история и общая обстановка написания письма. До Петербурга, куда его следовало доставить, арестант не доехал: на подъезде к городу Владимиру "6 октября он заболел опасной болезнью, что и вызвало временную и непредвиденную остановку в Москве. Здесь, по освидетельствованию состояния его здоровья специально призванным из Медицинской Конторы доктором Грифом, обнаружилось, что у него "под правою щекою опухоль железы, и показалось, материя и железы ещё туги и надлежит медикаментами оное обмягчить, от того ж де делается временем жар и беспокойство, однако ж крайней опасности в нём не видно". Помещённый первоначально на особливой квартире в Рогожской слободе, а потом переведённый в непосредственное соседство с Тайной Конторой, арестант с самого начала нахождения в распоряжении этой комиссии был подвергнут расспросам через посредство приставленного к нему исправлявшего должность переводчика в местной Иностранной Конторе Ильи Муратова.

Страницы: 1 2


Полезные статьи:

Анализ произведения, или зачем Левша блоху ковал.
В немногочисленных исследованиях, посвященных знаменитому сказу Лескова, обычно выделяется круг вопросов, которые, как правило, являются предметом живейшего обсуждения. По мнению известного исследователя лесковского творчества Л. А. Аннин ...

Михаил Юрьевич Лермонтов в Ставрополе
Однако, пребывание Лермонтова на Кавказе не ограничивается одним лишь Питегорском, где поэт поправлял своё здоровье на минеральных водах. Известно, что Лермонтов несколько раз посещал наш город – Ставрополь. В двадцатые годы это было дост ...

Трансформация романтической традиции в творчестве различных мастеров
Изучение художественного произведения может быть всесторонним только при раскрытии всех связей между ним и типологической группой произведений, то есть в системе того или иного художественного направления. Романтические настроения и пере ...