Заключение
Пограничная клетка - комната с окном во двор. Через которое Лужин и уходит с шахматного поля жизни. Убирается с шахматной доски неведомой рукой, до следующей партии. Покидает шахматную жизнь в ночь с четверга на пятницу.
Самоубийство Лужина является буквально точным исполнением шахматной защиты Лужина. Необходимая в защите жертва легкой фигуры - черного коня, в жизни превратилась в самоубийство создателя этой защиты. Смотрите трансформатор тсзр 4 у нас на сайте.
Первое прозрение и последнее решение Лужина. «Единственный выход, - сказал он. - Нужно выпасть из игры. То, что прежде гроссмейстеру Лужину представлялось сутью защиты против дебюта Турати и необходимейшей жертвой, то теперь Лужину кажется последней, призрачной возможностью спастись, а безумному Лужину представляется единственным шансом сбросить свою фигурность, освободиться от игры. Вся жизнь Лужина и весь мир романа сосредоточились в этом решении.
Произведения Набокова, не только «Защита Лужина», построены на противопоставлении двух миров. Довольно часто, мы можем увидеть в них смерть, как избавление от каких-либо переживаний. Можно вспомнить и другие произведения Набокова.
В основе двухактной драмы «Смерть», написанной в Берлине, также лежит взаимодействие двух миров: реального и потустороннего, и смерть умело использует события земной жизни человека: чем эта жизнь богаче, тем убедительней и продолжительней будет смерть воспроизводить прошлое.
Тот же мотив смерти как уподобления реальности встречается и в других произведениях Набокова: например, в повести «Соглядатай», рассказах «Катастрофа», «Совершенство».
«Дедушка» и «Полюс» — одноактные драмы, написаны в 1923 г. в имении Болье на юге Франции, недалеко от Тулона, куда Набоков уехал на лето из Берлина. В Болье он работал на фруктовых плантациях, принадлежавших Соломону Крыму, другу В.Д. Набокова.
Действие драмы «Дедушка» происходит в 1816 г., во Франции, спустя двадцать четыре года после событий Великой Французской революции.
Сюжет «Полюса» навеян дневниками английского полярного исследователя Роберта Фалкона Скотта (1868—1912). Действие драмы происходит в день гибели последних участников экспедиции к Южному полюсу. Автор не буквально следует исторической действительности, хотя и пользуется дневниками Скотта и прочими документами, относящимися к его последней экспедиции. Он наделяет персонажей драмы чертами реальных участников похода.
Таким образом, можно сказать о том, что почти все герои Набокова в той или иной мере «живут» в двух мирах, и многих из них настигает смерть.
[1] Андреев Л.Большой шлем. // Дневник Сатаны. – М.: Азбука, 2004. – с.-17.
[2] Набоков В. Романы. – М.: Художественная литература, 1988. – с.-237-238.
[3] Лотман Ю.М. Тема карт и карточной игры в русской литературе начала 19 века. // Литературный сборник. – 1997.
[4] Андреев Л.Большой шлем. // Дневник Сатаны. – М.: Азбука, 2004. – с.-7.
[5] Цит. по: Михайлов О. Король без королевства: Вступительная статья. // Вл.Набоков Романы. – М.: Художественная литература, 1988.
[6] Сакун С.В. Шахматный секрет романа В.Набокова «Защита Лужина». // Филологический вестник, 1995. - №1.
Полезные статьи:
Сюжетно психологическая коллизия душевного беспокойства и потребности в
деятельности (в романе «Дворянское гнездо» и «Утраченные иллюзии»)
В романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» проводится мысль об определяющем значении для человека сознания им своего общественного долга перед жизнью, перед людьми. Отражено столкновение противоположных сил, стремлений, интересов, взгляд ...
«Навсегда»
Как безнадежно слово «навсегда»…
О, как мне с ним не хочется смириться!
Уходишь – и конец… Исчезнешь. И тогда
Лишь только по ночам мне будешь сниться.
Пока ты рядом был – ты был со мной,
Рука об руку, в сердце, в каждой мысли.
Пуска ...
Общий замысел «Человеческой комедии» Бальзака.
Быть может, влияние научного духа времени на Бальзака ни в чем не сказывалось так ярко, как в его попытке соединить в одно целое свои романы. Он собрал все изданные романы, присоединил к ним ряд новых, ввел в них общих героев, связал родс ...