Разделы


Материалы » Гоголевские традиции в изображении чиновничества в рассказах Чехова

Гоголевские традиции в изображении чиновничества в рассказах Чехова
Страница 1

Чиновничество - сословие, которое было распространено в старой России, поэтому чиновник не был новой фигурой в русской литературе. А.С. Пушкин был одним из первых, кто затронул тему «маленького человека», отразив ее в личности чиновника Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель». А.С.Грибоедов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский - все испытывали яркую палитру чувств к тому или иному представителю данного сословия: от высмеивания пороков до сочувствия, жалости. Мы остановимся на «чиновниках» Чехова и Гоголя. Имена этих корифеев русской литературы отделяют десятилетия и огромная плеяда мастеров слова. Но интерес к теме чиновничества не только не угас у Чехова, а напротив, вспыхнул, отразившись в рассказах, в его новом видении, но и не игнорируя прошлые традиции. Ведь «…чем неподражательнее и самобытнее художник, тем глубже и очевиднее его связь с предшествующим художественным опытом»[1].

Типы чиновников Гоголя очень многообразны. Их образы встречаются в романтических повестях «Вечеров на хуторе близ Диканьки», в реалистических произведениях «Миргорода», чиновничеству посвящена комедия «Ревизор». Но самым обсуждаемым чиновником среди литературных критиков, персонажем, который вызывает наибольший интерес в читательском мире, является Акакий Акакиевич Башмачкин, герой петербургской повести «Шинель»

. Маленький человек, забитый, униженный и оскорбленный. К столь популярной теме «маленького человека» обращается и Чехов в юмористическом рассказе «Смерть чиновника».

Гоголь в начале «Шинели» сразу же дает понять читателю всю незначительность, серость Акакия Акакиевича. «Чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат…». «Вечный титулярный» советник сидит и «вечно» переписывает бумаги. У чиновника Чехова есть огромное преимущество. «Прекрасный экзекутор» представлен нам восседающим «во втором ряду кресел» и смотрящим «в бинокль на «Корневильские колокола», ощущая при этом «себя наверху блаженства». Стоит заметить, что Башмачкин стоит на класс ниже и на служебной лестнице (титулярный советник – гражданский чин 9 класса, а экзекутор – 8 класса). Кроме того, у Червякова есть еще и жена, в то время как спутницами жизни Башмачина были его любимые бумаги.

Негу Червякова нарушает его неосторожность, из-за которой ему приходится не раз извиняться перед «чужим начальником». Жизнь круто меняется и у Башмачкина, но в отличие от Червякова, думы которого были заняты лишь страхом перед генералом, смысл его жизни приобретает наиболее благородный, светлый характер. Новая шинель - это идеал, прекрасная «дама» для Башмачкина, она отвлекает его от повседневности, от постоянно выслушиваемых обид, о которых он практически забывает. В этом проявляется влияние романтизма на написание петербургских повестей.

Чеховым была переосмыслена ситуация, выходящая из гоголевской «Шинели»: маленький чиновник в столкновении с начальством, «значительным лицом». Чиновник Чехова в их взаимодействии доминирует. Он ходит к генералу, назойливо навязывая свои извинения. Рассказ построен на любимом у раннего Чехова принципе резкой утрировки, когда виртуозно сочетаются стиль «строгого реализма» с повышенной условностью.

Смерть чиновника Гоголя произошла из-за утраты его объекта вожделения, цели, к которой он так долго шел, - шинели. И его за такую «благородную» смерть мы уважаем больше, чем чиновника Чехова, умершего из-за маниакальной мысли о том, что он посмел чихнуть на лысину чиновнику, социальный статус которого выше. Надо сделать акцент на слове «чиновнику», но не человеку. Личность здесь затерялась в табеле о рангах, в котором в то время были прописаны все разряды от мелких званий до сановника (высшего чина).

Страницы: 1 2 3


Полезные статьи:

Баллады Жуковского
Баллады Жуковского открыли романтическое течение в русской литературе, создали оригинальную жанровую традицию: фантастически напряженный ход событий, драматизированный сюжет, моралистический итог, откровенная условность авторской позиции. ...

Творить без любви нельзя
Екатерина Александровна Хитрово передает сказанные Гоголем слова: "Если мысли писателя не обращены на важные предметы, то в нем будет одна пустота. Надобно любовью согреть сердца; творить без любви нельзя". И далее Гоголь замети ...

Абсурдный человек.
Для абсурдного человека нет вечности. Он принимает то время, которое «ему отпущено жизнью». Мораль воспринимается только одна: данная Богом, он живёт без этого бога. Вся жизнь пронизана бунтом. Человек изначально невиновен, но вседозволен ...