Разделы


Материалы » Новые жанры библиографических пособий » Общее представление о жанрах библиографических пособий

Общее представление о жанрах библиографических пособий
Страница 2

Библиографический указатель – это библиографическое пособие, значительного объема со сложной структурой и научно-справочным аппаратом.(17, С. 21)

Библиографический список – это библиографическое пособие c простой структурой.( 17, С. 21)

Библиографический обзор – это библиографическое пособие, в письменной или устной форме представляющее собой связное повествование.(18)

Путеводитель по документам – это библиографическое пособие, включающее наряду с библиографической информацией сведения справочного и методического характера. .( 13, с. 36)

Биобиблиографический справочник (словарь) – библиографическое пособие, содержащее биографические и библиографические сведения о жизни и деятельности каких-либо лиц.(13, с. 36)

Библиографическая энциклопедия – библиографическое пособие, содержащее библиографическую и справочную информацию, представленную в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке. (13, с. 36)

В середине XX в. приобрели популярность так называемые «малые жанры» библиографических пособий, которые представлены следующими разновидностями:

· план чтения – библиографическое пособие, в котором намечается определенная последовательность чтения;

· беседа о книгах – библиографическое пособие, в котором достаточно подробно раскрывается содержание книг с элементами пересказа;

· листовка-закладка к книге – библиографическое пособие, расширяющее круг чтения на тему прочитанной книги;

· памятка читателю – библиографическое пособие, посвященное актуальной проблеме или одному лицу, включающее минимум литературы по теме с целью первоначального с ней ознакомления

Пособия «малых жанров» преимущественно связываются с библиографической составительской практикой публичных библиотек, преследуют просветительские цели, недолговечны по времени существования. Вместе с тем они мобильны, способны оперативно откликаться на актуальные события, широко использовать приемы коммуникативности с целью достижения наибольшей эффективности воздействия на потребителя.

Каждый жанр обладает специфическими свойствами, но «закрепленность» определенных признаков за жанрами отнюдь не свидетельствует о статичности последних. Внутри одного жанра могут быть значительные различия, обусловленные содержанием пособия и индивидуальностью библиографа-составителя. Это объясняется тем, что во всяком жанре наряду с обязательными типологическими чертами присутствуют характерные, но не обязательные. Например, для указателя характерны краткие аннотации, но они бывают и иными - развернутыми, а могут и совсем отсутствовать. Характерен достаточно большой объем, но и это признак несущественен - объем варьируется, и невозможно его точно обозначить как обязательный, в связи, с чем представляется некорректным в ГОСТе 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» в определении библиографического указателя требование «значительного объема». Наличие необязательных, факультативных черт способствует достижению разнообразия в деятельности, обеспечивает свободное развитие и совершенствование жанровых разновидностей. .(13, с. 37)

Жанры библиографических пособий исторически обусловлены. В конкретные исторические периоды на первый план выдвигаются те из них, которые наилучшим образом отвечают общественным потребностям. Так, в 20-е гг. XX в. широкое распространение получили малые жанры (списки, планы чтения, беседы), призванные приобщить к чтению малоподготовленных читателей. В послевоенный период, когда остро встал вопрос о комплектовании фондов разрушенных войной библиотек, издавались пособия - «типовые каталоги». В 60-80-е гг., период обязательного всеобщего среднего образования, широкое распространение получили пособия в помощь самообразованию, так называемые «круги чтения». В настоящее время обозначилась тенденция к изданию фундаментальных пособий (иногда их называют «библиографическими монографиями») ретроспективного, репертуарного характера, которые нередко издаются как многотомные.

Страницы: 1 2 3


Полезные статьи:

Каламбур как средство речевого комизма в речи рассказчика – героя
Среди излюбленных речевых средств Зощенко-стилиста – каламбур, игра слов, основанная на омонимии и многозначности слов. О каламбурах писалось много. Несмотря на наличие значительной литературы, нельзя сказать, чтобы понятие каламбура был ...

Образ немца в русской литературе
Культурные контакты между двумя странами неизбежно находят свое отражение в памятниках литературы этих стран. Автора, обратившегося к чужому культурному началу, интересует, как правило, возможность сравнения, постижения своего через чужое ...

Абсурд и самоубийство.
Камю считает главной и основополагающей проблемой философии «стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить». Все же остальные вопросы философии он считает второстепенными. Так ответив на него, философия разрешит вопрос о смысле жизни. ...