Общее представление о
жанрах библиографических пособийСтраница 2
Библиографический указатель – это библиографическое пособие, значительного объема со сложной структурой и научно-справочным аппаратом.(17, С. 21)
Библиографический список – это библиографическое пособие c простой структурой.( 17, С. 21)
Библиографический обзор – это библиографическое пособие, в письменной или устной форме представляющее собой связное повествование.(18)
Путеводитель по документам – это библиографическое пособие, включающее наряду с библиографической информацией сведения справочного и методического характера. .( 13, с. 36)
Биобиблиографический справочник (словарь) – библиографическое пособие, содержащее биографические и библиографические сведения о жизни и деятельности каких-либо лиц.(13, с. 36)
Библиографическая энциклопедия – библиографическое пособие, содержащее библиографическую и справочную информацию, представленную в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке. (13, с. 36)
В середине XX в. приобрели популярность так называемые «малые жанры» библиографических пособий, которые представлены следующими разновидностями:
· план чтения – библиографическое пособие, в котором намечается определенная последовательность чтения;
· беседа о книгах – библиографическое пособие, в котором достаточно подробно раскрывается содержание книг с элементами пересказа;
· листовка-закладка к книге – библиографическое пособие, расширяющее круг чтения на тему прочитанной книги;
· памятка читателю – библиографическое пособие, посвященное актуальной проблеме или одному лицу, включающее минимум литературы по теме с целью первоначального с ней ознакомления
Пособия «малых жанров» преимущественно связываются с библиографической составительской практикой публичных библиотек, преследуют просветительские цели, недолговечны по времени существования. Вместе с тем они мобильны, способны оперативно откликаться на актуальные события, широко использовать приемы коммуникативности с целью достижения наибольшей эффективности воздействия на потребителя.
Каждый жанр обладает специфическими свойствами, но «закрепленность» определенных признаков за жанрами отнюдь не свидетельствует о статичности последних. Внутри одного жанра могут быть значительные различия, обусловленные содержанием пособия и индивидуальностью библиографа-составителя. Это объясняется тем, что во всяком жанре наряду с обязательными типологическими чертами присутствуют характерные, но не обязательные. Например, для указателя характерны краткие аннотации, но они бывают и иными - развернутыми, а могут и совсем отсутствовать. Характерен достаточно большой объем, но и это признак несущественен - объем варьируется, и невозможно его точно обозначить как обязательный, в связи, с чем представляется некорректным в ГОСТе 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» в определении библиографического указателя требование «значительного объема». Наличие необязательных, факультативных черт способствует достижению разнообразия в деятельности, обеспечивает свободное развитие и совершенствование жанровых разновидностей. .(13, с. 37)
Жанры библиографических пособий исторически обусловлены. В конкретные исторические периоды на первый план выдвигаются те из них, которые наилучшим образом отвечают общественным потребностям. Так, в 20-е гг. XX в. широкое распространение получили малые жанры (списки, планы чтения, беседы), призванные приобщить к чтению малоподготовленных читателей. В послевоенный период, когда остро встал вопрос о комплектовании фондов разрушенных войной библиотек, издавались пособия - «типовые каталоги». В 60-80-е гг., период обязательного всеобщего среднего образования, широкое распространение получили пособия в помощь самообразованию, так называемые «круги чтения». В настоящее время обозначилась тенденция к изданию фундаментальных пособий (иногда их называют «библиографическими монографиями») ретроспективного, репертуарного характера, которые нередко издаются как многотомные.
Полезные статьи:
Внетекстовое пространство (эпиграф). Художественные функции эпиграфа в
произведениях А.С. Пушкина.
Особенностью пространственно-временной организации пушкинских произведений является присутствие почти во всех из них внетекстового пространства-эпиграфа. Уже в эпиграфах, которые поэт предпосылает своим произведениям, он создает своеобраз ...
Война в произведениях
Генриха и Томаса Манна
В 1933 г., после фашистского переворота, Г. Манн был вынужден покинуть Германию. Фашисты сжигали на площадях его книги, он был исключен из рядов Германской академии художеств, лишен германского гражданства. Сначала он поселился на коротко ...
Литературная деятельность Игоря-Северянина.
Прежде чем говорить о творчестве поэта необходимо поговорить о его необычном литературном псевдониме. Форма литературного псевдонима, избранного Игорем Лотаревым, даже для богатой на всяческие изыски русской литературы кажется довольно не ...