Генрих БелльСтраница 1
В 1947 г. появился первый роман Бёлля — «Поезд пришел вовремя». В нем еще нет гражданских мотивов, гнев писателя еще расплывчат, в нем ощущается боль за человека вообще.
О преступниках фашизма и обманутых ими, искалеченных войной и гитлеровской диктатурой людях Бёлль пишет в сатирическом романе «Где ты был, Адам?» (1951). Заглавие романа — перифраз английского крылатого выражения времен восстания Уота Тайлера (XIV в.): «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда джентльмен?» Бёлль вопрошает своим заглавием, где был настоящий человек-труженик, «Адам», в годы фашистского разгула. Наемника-солдата, бездумно повинующегося начальству, фашисты прославляли как народного героя, насилие — как немецкую народную традицию. Бёлль в своих гротескных зарисовках, используя различные приемы осмеяния фашистского вояки, достигает большой обличительной силы.
В рассказе «История одного солдатского мешка», повествуя о приключениях солдатского мешка от кайзеровских казарм и фландрских полей 1914 г. до фашистского похода, писатель прослеживает, как развивался в Германии милитаризм, выявляет преступные традиции и связи фашизма с мировой реакцией. Рассказ «Путник, когда ты придешь в Спа?» перекликается с романом Ремарка «На Западном фронте без перемен»; в нем говорится о трагедии морально и физически изувеченного поколения школьников-солдат. Мальчики, недавно расставшиеся с партой, не знают, зачем они убивают и за что они сами гибнут. Они еще живут в мире школьных представлений. Так, летчику-подростку в рассказе «Метлы бы тебе вязать» в предсмертные минуты в скрежете его падающего самолета слышится окрик учителя и привычный стук мела по доске. Писатель перелистывает со своим героем страницы школьной жизни. Здесь все было направлено к одной цели,— чтобы из школьников выросли солдаты-захватчики.
Меньше остроты и обличения в романе «И не сказал ни единого слова» (1952). Герой романа, Фред, из стихийного протеста дезертировал с фронта. Он любит жену и детей, но война и бедность сделали его неврастеником. Он опускается все ниже, ищет одиночества и уходит от семьи. Бёлль заставляет поверить, что Фред вернется. Возвращение Фреда предопределено его начавшимся нравственным пробуждением. Но Бёлль связывает преодоление Фредом духовной прострации с благотворным влиянием католической религии.
В романе «Дом без хозяина» (1954) снова ставится вопрос о вине фашизма перед молодым поколением. Прослеживая жизнь богатой и бедной семей, Бёлль находит в них общее: у богатого сироты Мартина Баха, как и у бедного — Генриха Брилаха, нет настоящего детства. Дети предоставлены себе, они должны искать правду и путь в лабиринте противоречий. Построение романа от имени двенадцатилетних подростков преднамеренно: дети с их неиспорченным сознанием противопоставляются запутавшимся, опустошенным взрослым. Дети с их острой наблюдательностью и живым умом переоценивают и взвешивают все, что им внушают взрослые, которым они перестают верить.
В романе недостаточно отчетливо звучит обличение злодеяний фашизма. Представляется, что отец мальчика Генриха, фашистский солдат Брилах, получивший много наград и возвысившийся на войне, ничем не запятнан; он как будто только и делал, что «фотографировался и улыбался в новых мундирах, пока не сгорел в танке где-то между Запорожьем и Днепропетровском». Дети идеализируют своих погибших отцов, и автор не дает критических поправок к детским иллюзиям. Вместе с тем в романе затронут вопрос об ответственности всего немецкого народа за попустительство фашизму.
В образе отца Мартина художника Раймонда Баха подмечены черты субъективной порядочности: он даже побывал в застенке гестапо. Бёлль показал связь буржуазии с гитлеризмом. Но он снова выдвигает католическую религию как силу, могущую дать забвение.
Более непримирим тон повести «Хлеб ранних лет» (1955). В ней без снисходительности осуждается собственнический эгоизм немецкой буржуазии и поведение немецкой интеллигенции в годы фашизма и в послевоенное время. Положительный герой Бёлля — одинокий отщепенец, опустившийся, но не смирившийся в душе. В этом произведении Бёлль отчетливо осуждает индивидуализм; только «опора» дружбы или любви придает силы «маленькому человеку». В любви к Хедвиге, девушке передовой и энергичной, Вальтер почувствовал человеческую значительность своего «я», у него появляется решимость сопротивляться миру собственников.
Полезные статьи:
Жизненный путь А.П. ЧЕхова и основные периоды его творчества
Чехов (Антон Павлович)– один из самых выдающихся российских и европейских писателей. Отец его был крепостным, но выбился из рядового крестьянства, служил в управляющих, вел собственные дела. Семья Чеховых была вообще талантливая, давшая н ...
«Мизантроп»
Комедия «Мизантроп»
– одна из глубокомысленнейших комедий Мольера. Поэт работал над ней долго, оттачивая каждый стих. Современники с восторгом приняли ее. Еще за два года до
ее первого представления (4 июня 1666 г.) Мольер читал отдельны ...
Творить без любви нельзя
Екатерина Александровна Хитрово передает сказанные Гоголем слова: "Если мысли писателя не обращены на важные предметы, то в нем будет одна пустота. Надобно любовью согреть сердца; творить без любви нельзя". И далее Гоголь замети ...