Заключение.Страница 1
Свобода, безусловно, занимает важнейшее место в творчестве Достоевского. В своих произведениях он попытался показать, что каждый человек достоин свободы, и никто не в праве решать его этой возможности. Человек достоин распоряжаться своей жизнью сам. Он может ошибаться – это право дано ему самим Богом. Но человек не должен играть чужими жизнями. Свобода не должна превращаться в своеволие. Это никому не принесет добра. Достоевский доказал нам это на примере произведений «Бесы» и «Преступление и наказание». Раскольников счел возможным решать человеческие судьбы. Он поставил себя выше других, и это привело к трагедии. Петр Верховенский задумал лишить людей свободы, и это привело к гибели многих невинных жертв. Слабому человеку трудно справиться со свободой выбора. Он слишком подвержен страстям. Привычки и желания подчиняют его себе. Человек не может и часто не хочет осознать этого. Только сильный человек способен на это. Однако и он не имеет права отнимать право на свободу у других. Свобода – это священное право, данное людям Богом. Отнимать ее - значит совершать преступление.
Создатели теории « человекобожества» часто приходят к трагедии. Их стремление совершить своеволие приводит к краху. Своеволие Ставрогина приводит к безразличию и угасанию. Попытка стать Богом приводит Кириллова к бесплодной гибели. Иван Карамазов терпит крах, так и не выбрав между свободой и рабством.
Достоевский на их примере доказывает, что нельзя отвергать Бога. Он не ограничивает нашу свободу, а лишь уберегает нас от зла, царящего в мире. Свободно приняв веру, человек делает выбор между добром и злом в пользу добра. Неслучайно Шатов, ищет спасение в Боге. Но он, зная, что, только приняв Бога, он сам и вся Россия освободится от зла, не может ее принять. На вопрос, верит ли он, Шатов отвечает: «Я буду верить!»[10]. Не может этого сделать и Раскольников, ищущей искупления в Боге. Однако искреннее желание должно зажечь огонь веры в человеке. Вера – единственный путь освободить людскую душу от зла.
Настоящая свобода возможна лишь, если у человека в душе царит добро. Люди, вставшие на греховный путь, рано или поздно теряют свободу. Преступления порабощают человеческие души. Они уже не могут творить добро, даже если захотят. Нам это доказывает пример Свидригайлова. Он слишком долго прожил в грехе, а когда осознал это, то уже было слишком поздно. Он уже не мог свободно изменить свой путь.
Но все же человек может искупить грехи и освободить от них душу. Однако он должен добровольно понести наказание. Он всей душой поверить и почувствовать, что это вновь поможет ему обрести свободу.
Многие герои пытались изменить мир. Это не удалось и не удастся никому. Но, свободно помогая людям, даря им доброту души, человек может сделать его лучше.
[1] Руссо Ж.-Ж. Собрание сочинений. – Л.: «Наука», 1986, с.246
2 Достоевский Ф.М. Избранные произведения. – М.: «Олимп», 1997, с. 144
[3] Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М.: «Олимп», 1998, с. 267
[4] Достоевский Ф.М. Бесы. – М.: «Эксмо», 2001, с. 366
[5] Там же, с. 369
[6] Там же, с. 400
[7] Сараскина Л. И. «Бесы»: роман-предупреждение. – М.: «Советский писатель», 1990, с.320
[8] Достоевский Ф.М. Властитель дум. Достоевский в русской критике конца 19 – начала 20 в.в. – Спб., 1997 с. 348
Полезные статьи:
Стилистика – наука о языке
Язык
- это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо вл ...
О взаимоотношениях с властью
Адепты версии насильственной смерти поэта вовсю напирают на роковые конфликты Есенина с властями. Конфликты были, но лишь на почве кабацкого буйства поэта. Есенина 10 раз доставляли в милицию. Но не для того, чтобы пытать, а для «вытрезвл ...
Выводы
Алишер Навои был первым выдающимся представителем узбекской литературы, открывшим читателю красочный, необычайно образный мир своего народа. Этот мир был запечатлен в немалом наследии поэта и мыслителя – почти 30 поэтических сборниках, кр ...