Разделы


Материалы » Романтизм в творчестве М. Горького » Дух романтизма в рассказе «Челкаш» и «Песня о Соколе».

Дух романтизма в рассказе «Челкаш» и «Песня о Соколе».
Страница 2

Гаврила предстает перед нами совсем в другом свете. Сначала – это «забитый» жизнью, не слишком доверчивый деревенский парень, потом – до смерти перепуганный раб. А уж когда «дело» успешно завершилось и он впервые в своей жизни увидел такие большие деньги, вот тут-то его и «прорвало». Горький очень точно описывает, какие чувства обуревали Гаврилу в тот момент, как они сказались на его поведении. Мы со всей ясностью увидели ничем не прикрытую алчность.

Моментально исчезли жалость и сострадание к бедному деревенскому парню. Когда Гаврила, упав на колени перед Челкашом, стал вымаливать у того все деньги, перед нами предстал совсем другой человек – это был «подлый раб», забывший обо всем в своем желании выклянчить побольше денег у своего хозяина. И Челкаш, преисполненный чувством острой жалости и ненависти к этому жадному рабу, бросил ему все деньги. В этот момент он почувствовал себя героем. Челкаш знал, что никогда не станет таким, пусть даже он вор и пьяница.

Но когда Гаврила рассказал Челкашу, как он хотел убить его и сбросить в море, того обуяла ярость – его еще никогда не били так больно, и никогда он не был так зол. Челкаш забрал деньги и, повернувшись к Гавриле спиной, пошел прочь. Гаврила не мог этого пережить, он схватил камень и бросил его в голову уходящего Челкаша. Но когда увидел, что натворил, опять стал скулить и просить у Челкаша прощения. Челкаш и в этой ситуации оказался на высоте. Он понял, какая мелкая и подлая душонка оказалась у этого парня, и кинул деньги ему прямо в лицо. Сначала, когда, пошатываясь и держась за голову, Челкаш пошел прочь, Гаврила смотрел ему вслед. А потом свободно вздохнул, перекрестился, спрятал деньги и пошел в противоположную сторону.

В своем произведении Горький отдал явное предпочтение Челкашу – человеку высоких моральных качеств, человеку, не утратившему чувства собственного достоинства ни при каких обстоятельствах.

Максим Горький приходит в литературу страстным романтиком, зовущим к высоким и сильным страстям. Отдав дань романтизму, он придет к правде жизни, но его романтические герои останутся с ним навсегда.

Читая «Песню о Соколе», невольно становишься на сторону то одного, то другого героя. Сокол, безусловно, вызывает симпатию своей самоотверженностью и храбростью, неукротимой волей к победе: «Я славно пожил!. Я знаю счастье!. Я храбро бился!. Я видел небо… О, счастье битвы!»

Уж тоже, кажется, говорит здравые вещи: «Пусть те, кто землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье – землей живу я». Но с каким самоуверенным довольством и верой в собственную непогрешимость это все говорится! Только «мещане духа» ни в чем не сомневаются, всегда уверены в своей непогрешимости и презирают сомневающихся «слабаков».

Нам же вместе с автором хочется воспеть хвалу «безумству» храброго Сокола, отдавшего свою короткую, но яр кую жизнь борьбе за светлое будущее, за торжество справедливости. «Пускай ты умер!. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! Безумству храбрых поем мы песню!.»

Страницы: 1 2 3


Полезные статьи:

Абсурдное рассуждение.
Главной особенностью этой книги является то, что «абсурд, который до сих пор принимали за вывод, берется здесь в качестве исходного пункта». Этим автор сразу подчёркивает своеобразие этого рассуждения. ...

Лирика Петрарки
Преклонение Петрарки перед античным миром имело характер настоящей страсти. Он стремился целиком перенестись в обожаемый им античный мир, усвоил не только язык, слог, но и образ мыслей римских авторов, писал письма Ливию, Вергилию, Сенеке ...

А.Н. Радищев о революции как единственном пути достижения свободы для народа
Своими произведениями «Письмо другу», «Беседа о том, что есть сын отечества», «Житие Федора Васильевича Ушакова» и «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев готовил читателей к восприятию идеи о необходимости революции. В оде «Вольност ...