Разделы


Материалы » Литература Кубани конца XIX – начала XX века

Литература Кубани конца XIX – начала XX века
Страница 1

Новый этап социально-экономического развития страны, характеризовавшийся вступлением на путь буржуазного развития и окончанием Кавказской войны, активизировал дальнейшее развитие литературы на Северо-Западном Кавказе. Вторая половина XIX - начало XX в. примечательны тем, что, с одной стороны, учитывая состав населения, где значительное место занимали выходцы с Украины, продолжается украинская литературная традиция; с другой, пореформенная колонизации региона привела к массовому притоку чисто русского элемента, что также не смогло сказаться на языке литературных произведений, и, наконец, с третьей, в результате окончательного вхождения горцев Закубанья в состав России, обнаружилась их тяга к русской культуре, к русскому языку и литературе. В результате и среди коренных жителей края, не знакомых ранее даже с элементарной грамотностью, стали появляться кадры национальной интеллигенции, в первую очередь, литераторы.

Ярким представителем украинской литературной традиции на Кубани являлся В.С. Мова, выступавший в печати под псевдонимами В. Лиманский, В. Мигуцкий, В. Мигученко (1842-1891 гг.). Диапазон его творчества был достаточно широк: он выступал как поэт, прозаик, драматург, историк и мемуарист. Выходец из семьи сотника Черноморского казачьего войска, он получил первоначальное образование по совету Я.Г. Кухаренко в Уманском окружном училище, а затем в Екатеринодарской мужской гимназии, где царил культ поэзии украинских литераторов И. Котляровского и Т. Шевченко. На становление писателя оказало большое влияние знакомство с Я.Г. Кухаренко. Последующая учеба на историко-филологическом факультете Харьковского университета усилила тягу будущего писателя к украинской литературе. Здесь он пишет первые свои поэтические фрагменты и целые поэмы ("TpoÏстe кохання" и "Ткачиха"). По возвращении на родину в 1869 г. Мова первоначально испытал творческий кризис, который он объяснял застоем в культурной жизни края. В последующем этот кризис был им преодолен и Мова написал цикл рассказов "Рисунки с натуры", повествующие о повседневной жизни черноморских казаков.

К этой же группе писателей, этнографов-фольклористов и кубанских просветителей относится М.А. Дикарев (1854— 1899 гг.), уроженец Воронежской губернии, с 1893 г. связавший свою судьбу с Кубанью. Работая архивариусом Кубанского областного правления, он имел доступ к уникальным документальным материалам, помогавшим ему в его творческой деятельности. Дикарев публиковался в "Кубанских областных ведомостях", "Кубанском сборнике", "Киевской старине", но чаще всего в "Этнографическом обозрении" и в украинском "Этнографическом сборнике". Свой личный архив, денежные средства, а также десять томов неопубликованных произведений и собран­ные им материалы для украинского словаря он завещал львовскому Науковому товариществу им. Т.Г. Шевченко. Небольшая часть этих материалов была опубликована И. Франко, заметившим в них не одно "золотое зерно" правды.

Определенное влияние оказал М.А. Дикарев на творческую судьбу уроженца станицы Павловской Кубанской области А.Е. Пивеня (1872-1962 гг.). Вначале по поручению Дикарева он записывал для него фольклорные материалы, а после его смерти занялся самостоятельным сбором фольклора. Свои научные изыскания Пивень публиковал в изданиях Москвы, Киева, Харькова и в станице Уманской. Сборники кубанского фольклора писались им на черноморском диалекте украинского языка, что особенно привлекало внимание жителей старых черноморских станиц, населенных в большей своей части выходцами с Украины. Творчество Пивеня было очень популярно среди казаков: его знаменитая сатирическая "Горилка" была даже записана на граммофон. Во время гражданской войны его публичные выступления перед казаками, имевшие целью мобилизовать войсковое сословие против большевиков, собирали многотысячные аудитории.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Полезные статьи:

Изображение душевных волнений в романе и.С. Тургенева в контексте сопоставления с романом О де Бальзака «Утраченные иллюзии». Понятие волнений в романах
Анализ романа «Дворянское гнездо» «Утраченные иллюзии» О. де Бальзака есть идейно-смысловой план «Дворянского гнезда» И.С. Тургенева. Но иллюзии, вполне имеющие право на воплощение в реальность при определенных обстоятельствах. В романе ...

Жанровые особенности творчества Агаты Кристи
Агата Кристи – одна из ярчайших представителей классического английского детектива. Для ее романов характерны те же особенности, что и для чистого детективного жанра: простая формула сюжета, замкнутость действия, ограниченный круг подозр ...

Погребальный обряд в описании былин
Среди прочих былинных сюжетов, позволяющих уверенно датировать возникновение былинного эпоса дохристианской эпохой, выделяется былинный сюжет, с дотошной точностью описывающий погребальный обряд русов-язычников IX–X веков – былина «Михайл ...