Разделы


Материалы » Литература Кубани конца XIX – начала XX века

Литература Кубани конца XIX – начала XX века
Страница 2

В начале 1900-х годов приехал на Кубань Г.В. Доброскок (1876-1938 гг.), драматург, прозаик и общественный деятель. В Екатеринодаре он стал заведовать библиотекой им. А.С. Пушкина. Здесь вышли его пьеса “Сiчовий орел” (1906 г.) и рассказ "Крамольник" (1907 г.). Во время празднования 100-летнего юбилея хоров Кубанского казачьего войска была поставлена его драма "Козацьки прадiди", посвященная отмечаемому событию. Кроме того, свои рассказы Доброскок печатал в екатеринодарских газетах "Кубань", "Кубанская жизнь", "Кубанский курьер", "Заря" и др. Он являлся членом художественного кружка при Екатеринодарской картинной галерее, а по данным Кубанского областного жандармского управления, был "видным украинским эсером, имевшим связь с участниками революционных орга­низаций и анархистами-максималистами".

Революционную деятельность с литературным творчеством и актерством сочетал другой украинский писатель - Я.В.Жарко (1861-1933 гг.), летом 1904 г. переехавший в Екатеринодар. Здесь, войдя в пору творческой зрелости, Жарко написал сборник "Песни" (1905 г.), "Басни" (1912 г.), "Екатеринодарцам" (1912 г.), исторический очерк "На Кубани" (1912 г.), "Баллады и легенды" (1913 г.), а также стихи и басни на украинском языке. Жарко сотрудничал с ОЛИКО, являлся одним из организаторов и руководителей екатеринодарской "Просвиты" (Кубанского просветительного товарищества"), общественной организации, ставившей своей целью пробуждение национального самосознания украинского населения Кубанской области. Был членом Революционной украинской партии.

Я.В. Жарко стал первым поэтическим наставником другого кубанского, украинского и русского поэта - А.А. Кирия (1889-1954 гг.). Он одобрил первый сборник стихов Кирия "Рцша нива" (1910 г.), наполненный воспоминаниями о родных украинских местах, тоской по Черниговщине. Годом раньше вышла его пьеса "Сибиряки", премьера которой состоялась в любительском театре станицы Выселки. Свои стихи он также печатал в газете "Новая заря", которую редактировал известный на Кубани писатель В.А. Потапенко. Основная часть его творческой жизни проходила после октябрьских событий 1917 г., когда были написаны такие произведения, как "У ногу з днями" (1931 г.), "Адыге" (1948 г.), и др.

С весны 1880 г. на Кубань переехала жить известная украинская и русская писательница революционно-демократического направления Марко Вовчок (настоящая фамилия и имя Мария Александровна Вилинская-Маркович; 1833-1907 гг.). Этот переезд состоялся в виду назначения ее мужа управляющим имениями в Абрау-Дюрсо и Дагомысе. Трехлетний период пребывания Вовчок на Кубани обогатил ее свежими впечатлениями, впоследствии воплотившимися в художественные образы и портреты ее новых литературных произведений.

Среди других украинских писателей, работавших на Кубани, следует назвать Ф.И. Капельгородского (1882-1942 гг.), ВА. Потапенко (1863-1937 гг.), М.И.Мандрыку (1886-1979 гг.), СА. Шарапа (1833 - после 1876 г.), И.Т. Ротаря (1873-1905 гг.) и др. Самым известным из них являлся В.А. Почгапенко, который до своего переезда в Новороссийск в 1900 г. был знаком украинскому читателю как рассказчик и драматург. Прибыв на Кубань, он сначала работает в новороссийской газете "Черноморское побережье", а с 1904 г. в Екатеринодаре - в различных труппах, одновременно сотрудничая в газетах "Заря", "Утро", "Новая заря" (1906-1910 гг.). Особенно активно он печатался в "Новой заре", редактором-издателем которой являлся (рассказы "Чабан", "На новые гнезда", "На рассвете", "Первое уголовное дело" и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Полезные статьи:

Заключение.
В.Шкловский писал: “Владимир Маяковский не случайно так трудно строил сюжет своих поэм. Люди нашего времени, люди интенсивной детали – люди Барокко… Барокко, жизнь интенсивной детали, не порок, а свойство нашего времени”. В этих словах с ...

Осмысление социально-коммуникативной природы символа
Осмысление социально-коммуникативной природы символа сливалось в символизме (особенно немецком, идущем от традиции Р. Вагнера, и еще более в русском) с утопическими проектами пересоздания общества и мироздания через «теургическое» творчес ...

Концепция Поэта
Позволю себе начать с того, что Шелли считает всякий самобытный язык, еще близкий к своему источнику, поэмой, находящейся в хаотическом беспорядке. Поэтому не удивительно, что каждого автора на заре человеческого общества Шелли считает по ...