Разделы


Материалы » Литература Кубани конца XIX – начала XX века

Литература Кубани конца XIX – начала XX века
Страница 6

Одним из первых адыгских писателей-просветителей был Адиль-Гирей Кешев (1840-1872 гг.), публиковавший свои произведения под псевдонимом Каламбий. Литературные способности Кешева проявились уже во время учебы в Ставропольской гимназии, которую он окончил с золотой медалью. Полностью же на литературное поприще он вступил в начале 60-х годов, когда вынужденно прервал свое обучение на восточном факультете Петербургского университета и возвратился на Северный Кавказ: работает преподавателем в Ставропольской гимназии, а затем редактором газеты "Терские областные ведомости" (Владикавказ). По мнению специалистов, его произведения о жизни и нравах черкесского народа предреформенной поры являли собой образец "этнографической беллетристики". Их отличает реалистичность в изображении повседневной жизни и быта адыгов. Свои творческие задачи он формулировал так: "Я желал бы представить черкеса не на коне и не в драматических положениях (как его представляли прежде), а у домашнего очага, со всей его человеческой стороною". В 1860 г. в журнале "Библиотека для чтения" были опубликованы его рассказы "Два месяца в ауле", "Ученик джиннов" и "Чучело" под общим названием "Записки черкеса", а в "Русском вестнике" рассказ "Абреки". Самым значительным его произведением был рассказ "На холме", в котором выразился демократизм писателя, симпатии к бедным слоям адыгского общества. Демократические взгляды Кешева нашли свое отражение в направлении редактируемых им "Терских ведомостей" (1868-1872 гг.)

К числу первых адыгских писателей-просветителей относился Султан Крым-Гирей Инатов, родившийся в 1843 г. в ауле Кудако в семье офицера русской армии из адыгов. Среднее образование он получил в пансионе для детей горцев при Кубанской войсковой гимназии, затем учился по направлению в Петербургском университете, который покинул, вступив на военную службу. Его перу принадлежат работы по фольклору и истории адыгов ("Два слова о господстве турок на Кавказе и песня о Шхуруко-Тугузе", "Сафир-паша, князь Шапсугский", "Несколько слов о нашей старине"), статьи, очерки. Среди них особенно заметен по описанию быта и обычаев адыгов второй половины XIX в. очерк дорожных впечатлений "Путевые заметки", вынесенный Инатовым из его поездки по натухаевским аулам. В нем автор обстоятельно описывает свадебные и похоронные обряды и другие этнографические подробности из жизни натухайцев.

В 1912-1914 гг. разворачивает свою просветительскую и публицистическую деятельность СХ. Сиюхов (1887-1966 гг.), печатавшийся в таких периодических изданиях, как "Майкопское эхо", "Кубанский казачий листок", "Кубанские областные ведомости", "Кубанская школа", "Заря Дагестана" и "Мусульманская газета". Сиюхов был активным членом ОЛИКО и ОЛИКК. Уже после октября 1917 г. опубликовал исторический очерк "Черкесы-адыге" (1922 г.), "Развитие народного образования Адыгеи" (1925 г.). Вместе с У.Алиевым и Б.Городецким написал монографию "Адыгея (Адыгейская автономная область): историко-этнологический и культурно-экономический очерк" (1927 г.), которой заинтересовался А.М. Горький.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Полезные статьи:

Проблема соотношения искусства и действительности
Следующей в нашей работе мы выделим проблему соотношения искусства и действительности. Эта проблема занимает особое, ведущее место и в произведении и во всем творчестве Оскара Уайльда. Тесную связь с искусством мы можем увидеть уже в име ...

Заключение.
Подводя итог проделанной мной работы, получается, что друзья Пушкина - действительно были «друзьями его души» и он сам являлся «другом их души». Более того, каждый настоящий друг давал Пушкину что-то новое (не в материальном смысле, а в д ...

Окно
Окно - важный мифопоэтический символ, реализующий такие семантические оппозиции как "внешний/внутренний и видимый/невидимый и формулируемое на их основе противопоставление открытости/укрытости, соответственно опасности (риска) - безо ...